10.06.2015
«Ариант» намерен построить в Свердловской области агропромышленный комплекс «закрытого» типа, который будет включать в себя три свинокомплекса, мясокомбинат, предприятия по производству комбикормов и переработке биоотходов, элеватор и собственную торговую сеть. Предполагается, что комплекс ежегодно будет выпускать 45 тысяч тонн мяса. Строительство планируется начать в конце 2015 года (при условии, что инвесторы определятся с земельными участками). Проект будет реализован при участии Серовского завода ферросплавов (СЗФ), который в этом году приобрели собственники «Арианта» и Челябинского электрометаллургического комбината Александр Аристов и Юрий Антипов.
Аналогичный проект челябинцы планируют реализовать в Кемеровской области. В общей сложности в течение четырех лет агрохолдинг инвестирует в развитие 20 млрд рублей. «После реализации нашей программы строительства агропромышленных комплексов Уральский и Сибирский регионы будут полностью обеспечены собственным мясом и мясными изделиями, перестав зависеть от импорта этой нужной населению продукции», — говорит гендиректор «Арианта» Андрей Аксенов.
Еще в прошлом году о предстоящей экспансии «Арианта» на Средний Урал и в Сибирь ничего не было известно. Планы по созданию в Свердловской области агропромышленного комплекса появились у новых собственников СЗФ после приобретения ферросплавного завода в Серове. «Когда шли переговоры о покупке завода, новые собственники поняли, что надо пользоваться предоставленными возможностями, — отметил ранее в интервью Znak.com гендиректор СЗФ Валерий Фадеев. — Ведь у СЗФ есть люди, есть строители, через наших специалистов можно заниматься проектированием и т.д.». Собственно, именно Серов был изначально выбран инвесторами в качестве будущей производственной площадки. Однако, по мнению экспертов, это не самый удачный вариант, поскольку север области считается зоной опасного земледелия с низкой урожайностью, а «Ариант» рассчитывает выращивать там корма для свиней.
Варианты для «Арианта»
Выделение земли как под комплексы, так и под сельхозугодья — ключевой вопрос на сегодняшний день, отмечает совладелец холдинга Александр Кретов. «Речь идет о семи тысячах гектаров на каждый из трех комплексов. Следующий этап — строительство завода по производству комбикормов мощностью до 292 тысяч тонн в год, завода по переработке биоотходов. На заключительном этапе планируем возвести цеха по убою, завод по обвалке мяса и колбасное производство на 500 тонн продукции в месяц», — говорит Кретов.
На прошлой неделе инвесторы встречались с правительством Свердловской области, чтобы обсудить вопросы предоставления земельных участков и подключения объектов к инженерным коммуникациям. Свердловский премьер Денис Паслер отметил, что в регионе есть куда более перспективные площадки для размещения сельскохозяйственного производства. «С точки зрения инфраструктуры, как по энергетике, так и по транспорту, на севере области все есть. Также там достаточное обеспечение материалами для строительства. Поэтому ваш выбор обоснован, более того, правительство области заинтересовано в создании новых производств и занятости населения именно в северных территориях. Однако я предлагаю вам подумать о том, чтобы разделить ваш проект на две площадки. Собственно свинокомплексы с угодьями построить в Слободо-Туринском или Талицком районах. Там достаточно земель, причем таких, где растет зерно. Севернее Верхотурья, где вы сейчас планируете строительство, земли есть, но они засеваются только травами, что для откорма свиней не подходит. А вот перерабатывающие производства можно смотреть в Краснотурьинске, в Серове, где были раньше мясокомбинаты, где есть готовые площадки».
Как сообщили «ЮП» в пресс-службе правительства Свердловской области, с 8 по 11 июня глава свердловского минсельхоза Михаил Копытов покажет инвесторам площадки для строительства животноводческих комплексов в Слободо-Туринском и Талицком районах, а также площадки для строительства заводов в северных территориях. А с 15 по 19 июня уже с выездом на место Денис Паслер проведет совещание с участием всех заинтересованных сторон. Премьер уверен, что к тому времени уже будет дорожная карта проекта.
Закрыть потребности
Свердловская область — лакомый кусок для инвесторов, поскольку потребность местного рынка в свежем мясе не удовлетворена, отмечают эксперты. Мясокомбинат «Черкашин и партнеры», к примеру, покупает охлажденное мясо в других регионах. По статистике минсельхоза Свердловской области, обеспеченность региона местной свининой составляет около 60 %. На данный момент в регионе работают два свинокомплекса — «Уральский» и «Горноуральский», на 300 тысяч и 42 тысячи голов соответственно. Между тем поголовье «ариантовских» животных составляет почти 700 тысяч.
На среднеуральском рынке действительно наблюдается дефицит свинины, поэтому челябинцам не составит большого труда найти покупателей на свежее мясо местного производства, считают эксперты. На вопрос, почему южноуральские животноводы и мясопереработчики не спешат осваивать соседний регион, участники рынка отвечают: «Наверное, больше-то и некому, кроме «Арианта» с его ресурсами». Для такой крупной компании, как считает директор мясоперерабатывающей корпорации «Ромкор» Дмитрий Мясников, диверсификация выглядит вполне логичным шагом. «И они не стали бы браться за такой крупный проект, не убедившись в экономической эффективности», — отмечает он.
Эксперты не сомневаются, что «Ариант» способен полностью закрыть потребности соседнего рынка, другое дело, разумно ли это с точки зрения стратегического планирования. Дмитрий Мясников озвучивает две актуальные теории относительно развития мясного рынка России. Первая предполагает стопроцентное обеспечение внутреннего рынка собственной продукцией, вторая рекомендует закрывать потребности в мясе на 80 %, а остальные 20 докупать за рубежом (этот тезис проповедует председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян). «Если рыночная стоимость свинины вырастет, а спрос снизится, что возможно в результате изменений сырьевых цен, за счет этих 20 % мы сможем регулировать рынок: закрыть ввоз, поднять пошлины и т.д. Если же мы на сто процентов обеспечиваем внутренний рынок, в случае перепроизводства мы не можем рассчитывать на экспорт, там наша продукция неконкурентоспособна, поскольку местная свинина вдвое дешевле благодаря дотациям, — отмечает Мясников. — Мне кажется вполне разумной та позиция, которая предполагает запас для регулирования рынка. Ничего плохого в том, чтобы докупать продукцию за рубежом, я не вижу: она ведь там дешевле, а рынок может сэкономить на производстве. А вот закрывать потребности на сто процентов может быть опасно».
|