12.01.2017
Около 40% жителей России испытывают трудности с покупкой продуктов и одежды, но примерно половина не видит в этом серьезной проблемы. Эксперты НИУ ВШЭ связывают это с привыканием россиян к снижению стандартов потребления
Реальные доходы россиян сокращаются более двух лет подряд, в последний раз их прирост был зафиксирован в октябре 2014 года и с тех пор они упали на 12,7%, что привело к резкому спаду потребления, следует из опубликованного в среду Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) мониторинга.
Эксперты ВШЭ подчеркивают, что темпы падения потребительской активности даже опережают спад реальных доходов — с октября 2014 года по ноябрь 2016 года розничный оборот товаров и услуг сократился на 15,4%. Однако значимого ухудшения оценок россиянами собственного материального положения в ходе опросов не выявлено, что, по мнению аналитиков, говорит о «привыкании граждан к снижению потребительских стандартов».
По подсчетам экспертов, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывал 41% россиян (при этом у 11% жителей страны денег не хватает даже на продукты), но большинство из них собственное материальное положение плохим или очень плохим не считают. В мониторинге отмечается, что о невозможности купить нужные товары и одновременно о своем плохом материальном положении заявили только 17% респондентов.
«Различие показателей указывает на то, что далеко не каждый житель страны, не способный приобрести необходимые товары, рассматривает свое материальное положение как проблемное», — подчеркивается в отчете ВШЭ.
Чаще других на бедность жалуются пенсионеры и жители сельской местности, а также люди, не имеющие высшего образования, однако и для них проблемы уже стали нормой. Так, в 2016 году трудности с приобретением продуктов питания и одежды испытывали 54% пенсионеров и 45% сельчан, однако материальное положение при этом негативно оценивали в среднем по году только 26% пенсионеров и 22% сельчан. Впрочем, в третьем квартале доля недовольных среди жителей села выросла до 26–27%.
Наибольшие проблемы в 2016 году россияне испытывали с оплатой жилищно-коммунальных услуг. К ноябрю доля граждан, не способных оплатить услуги ЖКХ, выросла до 27%. Для сравнения, на неспособность купить нужные лекарства пожаловались только 18% респондентов, а на невозможность платить по кредитам — 13%.
Эксперты ВШЭ особо отмечают, что среди работников с высшим образованием, занятых в коммерческом секторе экономики, в течение 2016 года наблюдалось снижение уровня субъективной бедности, что может быть «маркером разворота экономики к росту». Однако среди пенсионеров, а также семей с двумя и более детьми доля недовольных своим достатком продолжала расти. В ноябре 53% таких семей просрочили выполнение своих финансовых обязательств на три месяца, о трудностях при оплате услуг ЖКХ сообщили 60%.
Дальнейшего ухудшения материального положения своей семьи в течение ближайшего года в ноябре 2016 года ожидали 42% россиян. Около 40% семей, отмечающих ухудшение материального положения за последний год, полагают, что не справятся с трудностями без помощи государства.
Пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, россияне сокращают потребление товаров и услуг (41%) и переходят на более дешевые продукты питания (45%).
«В новой экономической ситуации более распространены пассивные способы адаптации («больше экономить, а не больше зарабатывать»). Однако со временем все больше граждан обращаются и к активным стратегиям: ищут новую работу, увеличивают объем произведенных в личном подсобном хозяйстве товаров или берут кредиты», — говорится в мониторинге ВШЭ.
Согласно официальным данным, в январе—сентябре 2016 года за чертой бедности проживали 20,3 млн россиян, или 13,9% населения страны, что несколько превышает показатель 2015 года (19,1 млн человек, или 13,3% населения). Однако в середине декабря 2016 года вице-премьер Ольга Голодец посетовала на рост числа тех, кто сам считает себя бедным.
«У нас сильно расходится оценка бедных статистическая и оценка по самоощущению людей. И если по статистической оценке идет рост бедности и составляет 15%, что уже очень плохо для нас, то самоощущение людей, оно гораздо хуже. Если мы говорим человеку: ты не бедный, а он бедный, это очень тяжелая ситуация», — заявила тогда Голодец.
В свою очередь, первый вице-премьер Игорь Шувалов в ноябре 2016 года объявил о завершении спада.
«Падение доходов закончилось. Надеемся, что в будущем году все-таки это уже будет тенденцией для всех групп населения, что доходы будут расти», — сказал тогда Шувалов.
|