14.03.2017
Снизить на 8% страховые взносы и поднять на 4% налог на добавленную стоимость – такое предложение озвучил Минфин. Оно не приведет к выпадению доходов бюджета, зато подтолкнет реальный сектор экономики к росту и «обелит» часть зарплат. Однако в случае реализации данной идеи наступит и ряд неприятных последствий, особенно для самых бедных слоев населения.
Министр финансов Антон Силуанов предложил новый налоговый маневр. С одной стороны, сократить нагрузку на труд, снизив страховые взносы с текущих 30% до 22%, с другой – увеличить налог на добавленную стоимость с текущих 18% до 22%, передает «Интерфакс». Ранее Минэкономики предложило другой вариант – повысить НДФЛ до 15% и ввести налоговый маневр с формулой «21 на 21», уравняв процентную ставку НДС и страховых взносов, писала газета «Ведомости». Но у Минфина свое видение.
«Эта мера ориентирована на улучшение экономических кондиций реального сектора экономики»
Минфину свой вариант ближе в первую очередь потому, что для бюджета формула «22 на 22» будет нейтральна, бюджет ничего не потеряет: снижение страховых взносов компенсируется повышением НДС. При этом ведомство отдает себе отчет в том, что рост косвенного налогообложения (НДС) на 4% приведет к росту цен. Но, по словам Силуанова, это будет разовый рост цен на 2 п. п.
Изменения в налоговой системе не стоит ожидать немедленно. Пока идут лишь обсуждения и выстраивание единой позиции. Как ожидается, реальное изменение налогов может вступить в силу после выборов президента – с 2019 года.
Для чего нужен этот налоговый маневр и к каким последствиям он приведет?
«С точки зрения государства НДС – это более свободный источник финансирования, нежели страховые взносы. Поэтому для министра Силуанова этот маневр интереснее», – говорит газете ВЗГЛЯД председатель МИРБИС Джомарт Алиев. А вот для населения и бизнеса последствия могут быть как отрицательными, так и положительными.
Управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Ольга Пономарева считает, что и бизнесу, и для населению предложение Минфина принесет скорее вред, чем пользу. «Выиграет только государство, но выигрыш этот будет сиюминутного свойства. Деньги начнут поступать в казну «здесь и сейчас», что для бюджета в кризисное время крайне важно», – говорит Пономарева. А все потому, что страховые взносы собираются традиционно хуже, чем налог на прибыль. Механизм сбора НДС отлажен куда лучше.
«Для населения и пенсионеров эта продуманная инициатива Минфина однозначно обернется ростом цен, так как любая торговля переложит повышение НДС на потребителей», – добавляет юрист.
Повышение инфляции на 2% при повышении ставки НДС на 4% выглядит не очень значительным. Однако для большой группы социально незащищенных граждан это будет заметно, говорит газете ВЗГЛЯД управляющий партнер аудиторской компании «2К» Татьяна Касьянова. «Увеличение НДС однозначно приведет к росту цен», – говорит она. Возможно, правительство надеется на эффективность адресной помощи неимущим, полагает Касьянова.
«Если в случае с зарплатой можно ожидать, что снижение социальных взносов в отдаленной перспективе приведет к коррекции или даже увеличению зарплат, то в случае с пенсиями такого сказать нельзя. Для пенсионеров, а также для тех, у кого невысокие доходы, повышение налога на добавленную стоимость приведет к существенному ухудшению уровня жизни», – отмечает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина, передает «Прайм».
У бизнес-сообщества эта инициатива Минфина вряд ли вызовет восторг, потому что повышать налоги в такое время – не лучшее решение, судит Пономарева по своим клиентам. Она ожидает, что это даже может привести к сокращению количества бизнесов. Да и к «обелению» зарплат снижение страховых взносов не приведет – просто одни схемы оптимизации налогов будут заменены другими, считает юрист. Поэтому к росту российской экономики этот налоговый маневр вряд ли приведет, резюмирует собеседник.
Однако Касьянова, напротив, для бизнеса видит возможность получить дополнительный стимул для развития. «Правительство пытается вызвать экономический рост за счет активизации инвестиций. Снижение налоговой нагрузки на работодателей приведет к высвобождению дополнительных средств, которые можно вложить в развитие бизнеса», – говорит она.
Председатель института МИРБИС Джомарт Алиев также считает, что с точки зрения реального бизнеса предложение Минфина позволит оживить деловой климат.
«Эта мера ориентирована, на мой взгляд, на стимулирование реального сектора экономики. Экономические проявления для каждого бизнеса будут разными. Все зависит от того, какую долю в цене конечной продукции составляет зарплата. Чем доля зарплаты выше, тем положительный эффект меньше. Потому что чем меньше доля зарплаты, тем больше плюс 4% с НДС приближается к минус 8% со страховых взносов. Сниженный источник по зарплате «подъедается» четырьмя процентами НДС. То есть для компаний, у которых в цене конечной продукции зарплатная составляющая занимает 50 и более процентов, эффект от налогового маневра будет меньше. И наоборот. Например, роль зарплаты велика в консалтинге», – объясняет Алиев.
«Страховые взносы мало стимулируют наращивать производительность труда. А вот НДС является оборотным налогом, он взимается по формуле «НДС полученный минус НДС уплаченный». Если ты наращиваешь объемы производства, при этом увеличиваешь производительность труда, то эффективная удельная нагрузка на твою компанию снижается. Если компания потребляет много стороннего НДС, например закупает много сырья, то эти изменения окажут положительный эффект. То есть для сырьевых компаний это хорошо», – говорит Алиев. «Поэтому с точки зрения предпринимателей я бы эту инициативу поддержал», – резюмирует председатель института МИРБИС.
|