15.08.2017
В России могут ввести контроль за перемещениями пальмового масла, сои и других компонентов, которые используют для фальсификации продуктов. Соответствующее предложение Россельхознадзора сейчас обсуждается рабочей группой по противодействию незаконному обороту продукции пищевой промышленности при профильной госкомиссии. Если идею примут, надзорные органы смогут отслеживать в информационной системе, сколько, например, мяса и сои поступило на завод и какое количество колбасы из них в итоге получилось.
Предложение отслеживать перемещения соевых бобов, пальмового масла и других компонентов пищевой продукции содержится в документах Россельхознадзора, с которыми ознакомились «Известия». Письмо службы было отправлено в Минсельхоз, который передал его на рассмотрение членам рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции пищевой промышленности.
«Для реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции… целесообразно распространить требование об обеспечении прослеживаемости на иные виды пищевой продукции, которыми производится подмена одного ингредиента другим (соевый белок, пальмовое масло), и на вещества, используемые в пищевом производстве с целью изменения физико-химических свойств конечного продукта с целью обмана потребителя (влагоудерживающие добавки, технический желатин и др.)», — сказано в письме Россельхознадзора.
Служба уточнила, что для реализации идеи нужно дополнить единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №317. Полный перечень веществ, перемещения которых необходимо отслеживать, приводится в письме.
В Россельхознадзоре «Известиям» пояснили, что сейчас ГИС «Ветис», оператором которого является служба, фиксирует перемещения мяса, молока и продукции из них на склады, заводы или через границу. Если же в системе будут видны, например, перемещения сои или пальмового масла, это позволит определять производителей фальсификата.
— Если завод, например, закупил мясо и соевый белок, а потом выпустил слишком большое количество колбасы — мы это увидим. Или если завод закупил небольшое количество молока, какое-то количество пальмового масла и выпускает несоразмерное количество масла сливочного, — привела примеры официальный представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, отметив, что предложенная схема сделает работу переработчиков прозрачной.
Она добавила, что благодаря системе прослеживаемости для экспорта российской продукции могут быть открыты новые направления — иностранные партнеры смогут быть уверены в безопасности.
В Минпромторге «Известиям» сообщили, что получили письмо, однако позиция ведомства еще формируется. В Роспотребнадзор и Минэкономразвития предложения пока не поступали, сказали в ведомствах.
В Минсельхозе не ответили на запрос «Известий».
Исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов заметил, что «в настоящий момент Роспотребнадзор и Россельхознадзор уже наделены достаточными полномочиями, которые позволяют контролировать качество продукции».
— Мы поддерживаем сокращение доли фальсификата на рынке. Но определить его, анализируя объем входящего сырья и объем выходящей продукции практически невозможно. У каждой компании свои технологии производства, и нельзя определить среднюю долю тех или иных компонентов, например, в йогурте или творожке, — сказал «Известиям» Артем Белов.
Он уточнил, что по результатам первого полугодия 2017 года доля молочной продукции, где неправомерно используются растительные жиры, составила 6%. В 2015 году этот показатель был равен 9%.
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин сказал, что еще не знаком с предложениями Россельхознадзора и пока не готов их комментировать.
По данным за первый квартал 2017 года, Роспотребнадзор установил ненадлежащее качество или опасность 3,8% проб мяса и птицы и 5,3% колбас. Из молочной продукции чаще всего браковали сыры (5,8% проб), цельномолочную продукцию (2,2%) и масло животное (2%).
|