12.12.2017
Верховная Рада проголосовала за отмену возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте сои, рапса и подсолнечника с 1 марта 2018 года. По мнению экспертов, это приведет к потерям аграриев около 10 млрд грн в год. В парламент на следующей неделе подадут законопроект, который должен вернуть возмещение НДС при экспорте технических и масличных культур. Пока вопрос открыт, Latifundist.com cобрал мнение участников рынка и аналитиков о том, кто подливает масла в огонь, как эти изменения отразятся на отрасли и, в конечном итоге, благосостоянии каждого украинца.
Иван Мирошниченко народный депутат Украины, член парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям
Изменения в Налоговый Кодекс получили перед самым голосованием. Начали их вычитывать и нашли очень интересные вещи. Без согласования и предупреждения, в тайном режиме были внесены правки 180 и 182. Их суть — за экспорт масличных и технических культур (подсолнечник, рапс и соя) из Украины не будет возвращаться НДС. Это та дискриминационная норма, которая наблюдалась раньше, когда не было возврата НДС на зерновую группу. Чтобы ее вернуть, борьба продолжалась долго. Зачем? Ведь из-за этого выросла внутренняя цена для товаропроизводителей на эти сельхозкультуры. Поправки разрушили весь позитив для аграриев. Уже с завтрашнего дня будет снижена закупочная цена для товаропроизводителей переработчиками, а также — экспортерами. Причина проста — государство не будет возвращать им НДС. То есть, в кармане фермеров образовалась «дыра» на 10 млрд грн ежегодно.
Мария Колесник, заместитель директора «ПроАгро Груп»
Это лоббирование того, чтобы сырье оставалось в стране. По сути, имела место конкуренция между переработчиками и экспортерами. Победили первые. И, кстати, скорее всего выиграли лоббисты соевого направления, т.к. рапс почти полностью экспортирован, подсолнечник на 90% и так шел на внутреннюю переработку. Остается соя. Итогом этого мы увидим в первое время снижение цен на внутреннем рынке на эти культуры. В дальнейшем это стимулирует строительство перерабатывающих предприятий. Это выгодно в плане экспорта в ЕС, который является крупным импортером соевого шрота. Будем перерабатывать сою в шрот.
Сергей Хлань, народный депутат, член аграрного комитета
Вчера Верховная Рада приняла Налоговый кодекс. Хоть и случайно, но я все же отдал за него голос. Приношу свои извинения, я очень сожалею об этом. В Кодекс, перед самым голосованием с голоса внесли 180-тую правку, которая является откровенно коррупционной и грабительской по отношению к нашим аграриям. Эта правка лишает их возмещения НДС, что делает аграриев заложником экспортеров, которые собьют им закупочную цену — именно из-за отсутствия возмещения НДС.
Этот вопрос стоит очень больших денег, и является результатом компромисса двух крупных агрогрупп — «Кернел» и МХП, которые использовали бюджетную ночь для проталкивания своих интересов. Мои юристы уже готовят законопроект об отмене 180-й правки. В парламенте много депутатов, которые как и я не хотят участвовать в этом грабеже. Уверен, общими усилиями мы исправим свою ошибку. Еще раз прошу прощения за невнимательность.
Красюк Виталий, начальник отдела торговых операций LNZ-Group
В первую очередь, отмена возмещения НДС приведет к определенному давлению на рынке и повлияет на внутренние цены на масличные культуры. Это создаст своего рода коллапс, поскольку переработчики будут пытаться снизить цену, а производители постараются ее удержать. Но на каком-то этапе все стабилизируется. Это основной момент, которого мы сейчас ожидаем. Относительно налогообложения, ждем урегулирования со стороны государства.
Дмитрий Скорняков, генеральный директор HarvEast
Отмена возмещения НДС при экспорте этих культур — это, в первую очередь, перераспределение прибыли всех сельхозпроизводителей Украины. Их несколько миллионов, начиная от фермеров и заканчивая крупными производителями, в пользу 2-3 компаний. И мы все знаем, что это за компании. Страна от этого сильно пострадает, ведь агропроизводители будут переключаться на производство других культур. Я надеюсь, что эту норму Президент не пропустит, ведь это крайняя степень проявления коррупции.
Светлана Омельченко, финансовый директор Agromino
Согласно текста ЗУ о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году агробизнес получил «новеллу». Цитируя закон: «С 1 марта 2018 освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по вывозу в таможенном режиме экспорта технических культур товарных позиций 1201, 1205 и 1206 00 согласно УКТ ВЭД».
Простыми словами это значит, что при экспорте рапса, сои и подсолнечника агропроизводитель теряет весь накопленный налоговый кредит при выращивании данных культур. По сути весь НДС кредит будет просто отнесен на расходы. Данная норма выгодна нынешним и будущим переработчикам сои и рапса, так как продукты переработки будут экспортированы со ставкой НДС 0% и переработчики получат налоговое возмещение.
Но сегодня перерабатывающих мощностей сои и рапса в Украине мало. Это значит что конкуренции за сырье для переработки не будет. По сути, производитель просто получит меньшую закупочную цену на сою и рапс. И эта ситуация быстро не решится, так как для строительства новых перерабатывающих мощностей необходимо время. Выходит, что все эти мощности будут построены за деньги агропроизводителей. Еще в этой ситуации очень беспокоит сам процесс принятия решения. Это ненормально, когда существенные правила игры меняются так неожиданно для всего рынка.
Тарас Высоцкий, генеральный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Отмена экспортного НДС на сою, рапс и подсолнечник для украинских аграриев приведет к прямым финансовым потерям. При сохранении текущих экспортных цен на эти культуры и аналогичных темпов экспорта, аграрный сектор недополучит 9-10 млрд грн. Правка повлияет на ухудшение имиджа Украины как надежного торгового международного партнера. Ожидаются недовольство и штрафные санкции, поскольку большинство сделок уже заключены. Кроме того, это повлияет на ухудшение отношений с нашим стратегическим партнером — Европейским Союзом, поскольку 90% экспорта рапса шло в ЕС. В целом эта правка означает уничтожение рапса на украинском полях. В рамках 2-3 лет севооборота рапс превратится в убыточную культуру. Это еще одно доказательство того, что долгосрочное инвестирование в Украину очень рискованное.
Александр Каминский, исполнительный директор «Украина-2001»
Я думаю, что все это сделано с целью стимулирования переработки масличных культур внутри страны. Других мотивов я не вижу, а бизнес приспособится — будем экспортировать масло и шрот. Для нас особой разницы в продаже нет, с НДС или без НДС. Она составит всего 5-7%, мы не потеряем 15-20%.
Андрей Баран, директор «Агропродсервис»
Я считаю, что такое решение ВРУ негативно скажется на товаропроизводителе. Возможно, на этом заработают переработчики, но производители рапса, подсолнечника и сои потеряют много. Уже сейчас трейдеры приостанавливают закупку этих культур, хотя возврат НДС отменят с 1 марта 2018 г. Это скажется и на цене культур. У нас и без этого сложная ситуация - с НДС, с отменой спецрежима. Нарастает налоговое давление, это приводит к понижению уровня инвестиций. Мы не сможем наращивать производство, платить налоги, чтобы развивать экономику страны. Все это будет тормозиться. Часть бизнеса опять пойдет в тень. Понятно, что решение ВРУ будет на пользу переработчикам масличных культур. И все понимают, для кого оно было принято. Не так сильно пострадают производители подсолнечника, но будет большой ущерб для производителей рапса. Тем более, что он уже посеян. И выходить из этой ситуации пока что нет возможности.
Юрий Мацак, директор «Глобинского сахарного завода»
Я считаю, что такое решение ВРУ приведет к третьему Майдану. Ведь большинство участников предыдущих Майданов — представители сельского хозяйства, студенты, которые приехали из сел. И это решение (власти) — вредительство. Чем хуже для украинцев, тем лучше для представителей нашей власти.
Евгений Пастухов, директор филиала ОДА Украина
Поддерживаю инициативу. Хотя с моей точки зрения было бы правильно задействовать этот механизм как минимум с новой кампании, чтобы у рынка было время для адаптации. По рапсу, например, в среднесрочной и долгосрочной перспективе это большой плюс, т.к. на сегодня экспортная кампания в Украине фактически заканчивается в ноябре-декабре. Дальше рынок по этой культуре останавливается. Поэтому, если рынок рапса начинает расти в Европе в феврале, к примеру, украинский производитель не имеет никакой возможности получить выгоду от данного роста. С ростом переработки кампания будет удлиняться, и производитель сможет реализовать свой товар на внутреннем рынке по конкурентным ценам. Касательно сои, экспортеры в текущем МГ будут максимально вывозить сырье до весны, что создаст давление на цены. На цены подсолнечника данное решение сказаться не должно, т.к. практически весь объем перерабатывается внутри Украины.
|