02.12.2019
В январе-октябре 2019 года Россия экспортировала 3,4 млн тонн растительных масел, что на 38% выше аналогичного периода 2018-го. В стоимостном выражении продажи за рубеж увеличились на 29% до 2,4 млрд долл. По результатам завершившегося маркетингового года 2018/19 (сентябрь-август) Россия вошла в топ-5 крупнейших экспортеров растительных масел, пропустив вперед лишь Индонезию, Малайзию, Украину и Аргентину, а доля нашей страны на мировом рынке традиционных для России растительных масел (подсолнечного, соевого и рапсового) составила порядка 14%, в том числе на рынке подсолнечного масла – около 26%.
Основная доля в стоимости экспорта масложировой продукции – более 52% – приходится на подсолнечное масло, 13% – рапсовое и 11% – соевое. Еще почти 15% в структуре масложирового экспорта занимает шрот.
Подсолнечное масло
За первые десять месяцев 2019 года экспортные поставки подсолнечного масла увеличились в физическом выражении на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года до 2,4 млн тонн, а в стоимостном – на 30% до 1,7 млрд долл. Среди регионов ведущими поставщиками являются Ростовская область (41%), Краснодарский край (11%) и Самарская область (10%), где находятся маслоэкстракционные заводы крупнейших российских производителей подсолнечного масла – «Юга Руси», «Русагро» и «Эфко».
Особенностью этого года стал не только продолжающийся рост экспорта, который, согласно прогнозам аналитиков, по итогам 2019-го может обновить рекорд, но и выход Ирана в лидеры по объему закупок. К началу ноября эта страна закупила 539 тыс. тонн российского подсолнечного масла, что почти втрое больше аналогичного периода 2018 года. Это позволило исламской республике обогнать прошлогодних лидеров – Египет, Турцию и Китай. Турция и Китай, в свою очередь, нарастили импорт более чем в 1,6 раза, до 409 тыс. тонн и 288 тыс. тонн соответственно, в то время как Египет сократил закупки на 31% до 205 тыс. тонн.
Рапсовое масло
По отгрузкам рапсового масла Россия в сезоне-2018/19 заняла второе место в мире после Канады. В 2019 календарном году по состоянию на 1 ноября экспорт рапсового масла вырос на 51%. За рубеж было вывезено 537 тыс. тонн на 409 млн долл. При этом на первое место среди покупателей вышел Китай, в январе-октябре увеличивший поставки втрое, до 177 тыс. тонн. В этом году на эту азиатскую страну приходится треть всех отгрузок рапсового масла из России. Норвегия опустилась на второе место с долей 31%, а на третье место в этом году вышли Нидерланды (13%), по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличившие импорт этого вида масла в 1,8 раза.
За 2017-2018 годы валовой сбор рапса в России вырос вдвое, до 2 млн т. В 2019 году, согласно оперативным данным Минсельхоза, к 19 ноября при обмолоте 92% посевных площадей валовой сбор агрокультуры составил 2,2 млн тонн в первоначально оприходованном весе, при этом средняя урожайность увеличилась на 9% до 15,6 ц/га.
Вследствие рекордных урожаев рапса его переработка растет. По данным Росстата, в январе-сентябре в стране произведено 387 тыс. тонн нерафинированного рапсового масла, что на 10% выше аналогичного периода 2018 года. Также существенная часть российского экспорта приходится на рапсовое масло, выпущенное на белорусском предприятии группы «Содружество»: завод мощностью 2 тыс. тонн масличных культур в сутки был введен в эксплуатацию весной 2018 года, произведенная продукция ввозится в Россию и отсюда отгружается зарубежным покупателям.
Соевое масло
По объему вывоза соевого масла Россия входит в топ-10 мировых поставщиков. За десять месяцев 2019 года экспорт соевого масла увеличился на 12% по сравнению с январем-октябрем 2018 года, до 534 тыс. тонн на сумму 350 млн долл. Как и в случае с рапсовым маслом, Китай является крупнейшим покупателем, на который приходится треть отгрузок. На втором месте с долей 26% находится Алжир, на третьем – Куба (13%).
Ранее Минсельхоз России называл рапс и сою в числе наиболее перспективных для российских аграриев сельхозкультур и ставил задачу увеличить посевы каждой из них до 5 млн га. Таким образом, по сое площади потенциально могут расшириться в 1,6 раза, а по рапсу – более чем в три раза. Для стимулирования роста производства этих агрокультур в 2020-2022 годах планируется выделить 7,9 млрд руб. – соответствующий проект правительственного постановления опубликован федеральным ведомством в сентябре.
Шрот
Наряду с экспортом растительных масел Россия является одним из ведущих продавцов шротов на мировом рынке. За десять месяцев 2019 года их поставлено за рубеж 1,9 млн тонн на сумму 470 млн долл. – на 21% больше аналогичного периода 2018 года. Ключевыми импортерами российских шротов являются Турция (16% в стоимостном выражении), Латвия (15%) и Нидерланды (8%).
5 июня Россия подписала с Китаем протоколы, позволяющие начать экспорт подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов со всей территории России. Как отмечает Масложировой союз России, на сегодняшний день есть высокий интерес со стороны китайских потребителей, однако поставки пока не начаты.
Экспортный потенциал
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт» по итогам 2019 года совокупный экспорт масложировой продукции может показать рост на 20% в стоимостном выражении, драйверами станут продукты переработки подсолнечника – подсолнечное масло и подсолнечный шрот. В следующем году положительная динамика должна продолжиться за счет ожидаемого нового рекорда по урожаю подсолнечника. «Если все сложится благоприятно, мы получим 14 млн тонн семян в зачетном весе. Соответственно экспортный потенциал также увеличится», – подтверждает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
В том числе прирост в 2020 году будет наблюдаться и по подсолнечному шроту, который наряду с подсолнечным маслом является экспортно-ориентированной позицией. По словам Мальцева, на мировом рынке российскому подсолнечному шроту приходится конкурировать с украинским, однако емкость потребления этого продукта в мире растет. «Поэтому проблем со сбытом как таковых нет и не предвидится в ближайшей перспективе», – уверен Мальцев. Что касается соевого шрота, то Россия предлагает на зарубежные рынки не генно-модифицированный продукт, который, в основном, используется для производства пищевой продукции. «Это востребованная продукция, и она не находится в прямой конкуренции с ГМ-шротами, использующимися для кормовых целей», – говорит Мальцев.
Наиболее перспективными странами для российской масложировой продукции являются Китай, Индия, Иран, государства Северной Африки. Так, по словам Мальцева, только в Китай планируется поставлять до 3 млн тонн шротов к 2024 году. «Летом были подписаны протоколы. Мы ожидаем, что до конца этого года Китай выдаст аккредитацию компаниям, заинтересованным в экспорте в Китай», – пояснил Мальцев. Китай также является вторым в мире импортером подсолнечного масла (703 тыс. тонн в 2018 году), 60% поставок приходится на Украину и 30% – на Россию.
Крупнейшим покупателем подсолнечного масла в мире является Индия – 2,4 млн тонн в 2018 году, почти весь этот объем идет из Украины. Из России в прошлом году было ввезено в Индию лишь 16 тыс. тонн подсолнечного масла. При этом в прошлом году Россия начала поставки соевого масла на индийский рынок (15 тыс. тонн, 9 млн долл.). В 2019 году по состоянию на 10 ноября отгрузки подсолнечного масла в Индию увеличились до 134 тыс. тонн, а соевого масла не осуществлялись.
Для группы «Русагро» странами первого приоритета, в зависимости от категории продукции, являются Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Китай. «Часть этих рынков хорошо изучена и является для нас рынками лидерства, о других нужно узнать больше и тогда есть потенциал кратного роста», – сказала руководитель масложирового направления «Русагро» Наталия Сахнина. По ее словам, фокусные рынки развития для каждой категории свои. «Например, для масла, в экспорте которого мы уже являемся лидером, внимательно смотрим на новые для нас рынки Китая и Вьетнама», – указала она. Наибольшие перспективы роста направления В2С «Русагро» видит в категории бутилированного растительного масла.
Согласно паспорту Федерального проекта «Экспорт продукции АПК», в 2024 году экспорт продукции масложировой отрасли должен увеличиться до 8,6 млрд долл. против 3,1 млрд долл. в 2017-м. Так, «Русагро» за эти годы планирует удвоить бизнес за пределами России. «Российские продукты конкурентны и имеют все шансы на завоевание любви потребителей в широкой географии продаж, – уверена Сахнина. – Наша продукция соответствует не только нормативным требованиям стран, но и отвечает потребностям покупателей, что не менее важно». Однако, акцентирует она, у каждой страны есть своя специфика. Например, Азербайджану нужно масло более яркого цвета, твердые жиры в нестандартной для большинства стран упаковке и с особенностями органолептики. Однако при понимании таких особенностей и наличии технологических возможностей отвечать таким запросам несложно, добавила Сахнина.
В настоящее время Федеральный центр «Агроэкспорт» при участии Всероссийской академии внешней торговли, консалтинговой компании КПМГ и коммуникационного агентства Ketchum разрабатывает концепцию продвижения продукции масложировой отрасли на рынок КНР, которая поможет российским экспортерам нарастить свое присутствие в регионе. В качестве экспертной группы проекта выступают представители Масложирового союза России и ключевых предприятий отрасли. |