08.07.2020
Получателями бюджетных денег могут быть не только сельхозпроизводители, но и научные, профессиональные организации, вузы, осуществляющие не только производство, но и первичную и/или промышленную переработку сои и рапса. Подсолнечник на господдержку претендовать не сможет.
Вновь созданные сельхозпроизводители при этом должны гарантировать, что доля дохода от реализации сельхозпродукции на конец года составит не меньше 70%. Правда, в Саратовской области производителей сои и рапса еще надо поискать.
Наполеоновские планы по освоению саратовских земель под сою с 2013 года пытался осуществить холдинг «Солнечные продукты»г Владислава Бурова. Рассказывая об экспортоориентированном проекте, бизнесмен хвастался высокой урожайностью культуры и говорил об увеличении посевных площадей и развитии мелиорации в регионе.
К 2017 году соя «Букета» выращивалась уже на 12 тысячах га, урожайность с гектара была в два раза выше предыдущего показателя, рекорды било и содержание протеина, ставя тем самым саратовскую сою в один ряд с мировыми производителями.
В 2018 году Саратов даже посетила делегация крупнейшей продовольственной корпорацией мира COFCO International, которая на территории Саратовской, Волгоградской и Самарской областей планировала создать к 2028 году крупнейшего производителя соевых бобов в России. Саратовщина при этот рассматривалась как базовый регион-производитель. Инвесторы были готовы на корню скупать весь урожай, обязуясь покрыть и все потери от погодных условий.
Однако уже через два года идиллия закончилась: в марте 2019 года в ГК «Русагро», перекупившая активы «Солнечных продуктов», сообщили, что пашни будут отданы под подсолнечник и пшеницу. А ГК «РусАгро» начало банкротство всех компаний, входящих в ГК «Букет».
К июлю 2019 года бенифициар «РусАгро» Вадим Мошкович передумал, заявив о подписании с регионом соглашения о производстве сои и пообещав увеличить объемы до 1 млн тонн.
До этой цифры региону, правда, пока как до Китая, хотя именно туда и была впервые отгружена партия бобовых – всего 250 тонн. Получателем груза значится уже упомянутая COFCO Group.
Впрочем, на этом производство сои «РусАгро», видимо, можно считать оконченным: в этом году компания посеяла меньше сои в Приморье и в Саратовской области. Причин несколько: в 2019 году закончился срок аренды на 46 тыс. га, взятых «напрокат» у компании «Солнечные продукты», а севооборот был переориентирован на кукурузу и пшеницу.
Если говорить о Саратовской области в целом, то производство сои, видимо, будет сосредоточено на других сельхзпредприятиях. В прошлом году их силами было собрано 30 тыс. тонн сои, для примера, урожай подсолнечника тогде же превысил 2 млн тонн. В этом году под нее засеяно 32,4 тыс. га — при средней урожайности российской сои в 1,5 тонны с гектара это даст около 48-50 тыс тонн бобов.
Что касается собственно господдержки, то она несколько хиловата – всего 14 млн рублей. Да и для их получения придется постараться: нужно не только заниматься производством масличных культур, но и продавать их так, чтобы доход от их продажи составлял не менее 70% от общего, а севооборот должен производиться семенами, внесенными в госреестр.
Региональный минсельхоз проконтролирует, в должном ли объеме вносятся удобрения, есть ли долги по налогам и сборам и не получали ли они ранее субсидии. В зависимости от выполнения/не выполнения требований, к заявителям могут применяться повышающие/понижающие коэффициенты.
Для получения субсидии сельхозпредприятию надо предоставить заявление, справку-расчет, сведения о размере посевных площадей, реестр фактических затрат на производство или переработку переработку масличных культур, отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства, акт применения удобрений, справка об использованных семян масличных культур, гарантийное письмо в произвольной форме об отсутствии долгов по налогам и сборам.
Результатом предоставления субсидии будет оговоренный объем реализованных и/или отгруженных на переработку масличных культур. Если таковой достигнут не будет, субсидию придется вернуть. |