25.08.2014
Регионы смогут заключать с поставщиками и торговыми сетями соглашения о недопущении роста розничных цен на продукты питания. Минсельхоз уже разработал проект постановления правительства, разрешающий подобную практику, другие министерства готовы его поддержать. Такие правила действовали в России в 2007 году и были признаны неэффективными.
Поводом для вмешательства Минсельхоза стали опасения роста цен на продовольствие после введенного в начале августа эмбарго на импорт ряда продуктов питания. Как заявил в пятницу на правительственном совещании по вопросам АПК в Курской области министр Николай Федоров, пока существенного изменения в средних ценах не отмечено, но уже незначительно подорожали говядина (0,3%), свинина (0,6%), мясо птицы (0,9%), сырое молоко (на 1%), яблоки (1,5%), мороженая рыба (1,5%) и рыбное филе (0,2%).
Чтобы стабилизировать цены и «предупредить спекулятивные эксцессы», министерство разработало проект постановления, разрешающего регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции, сообщил Федоров. По его словам, 23 августа истекает срок его согласования с профильными ведомствами.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил в пятницу, что его ведомство уже согласовало проект этого постановления. В Минэкономразвития также подтвердили РБК, что согласовали документ в представленной редакции. Официальный представитель Федеральной антимонопольной службы не ответил, согласовало ли ведомство документ.
По словам Федорова, практика заключения подобных соглашений в качестве меры по стабилизации цен за последние годы использовалась два раза — в 2007 и 2010 годах. В 2007 году антимонопольное ведомство сочло, что соглашение не противоречит законодательству, поскольку оно носит временный характер и заключается в интересах потребителя, говорится в сообщении регулятора от 24 октября 2007 года.
Высокопоставленный источник в ФАС сказал РБК, что новый проект соглашения по условиям схож с тем, что было подписано между ретейлерами и производителями в октябре 2007 года.
Тогда правительство в преддверии президентских выборов проводило самую масштабную кампанию по сдерживанию роста цен на продукты питания. За первые два месяца осени инфляция составила более 2%, и в ряде регионов цены на основные продукты питания — молоко, яйца, масло — выросли на четверть.
Кабинет министров Виктора Зубкова договорился с крупнейшими производителями и торговыми сетями о том, что до конца года не будут повышаться цены на ржаной и пшеничный хлеб, яйца, растительное масло, молоко (жирностью не менее 1,5%) и кефир (жирностью 1%). На волне ожиданий дальнейшего роста цен потребители скупали не только товары из списка, но и многие другие, из-за чего постепенно начали расти и цены на весь спектр продуктов от бакалеи до кондитерских.
По итогам договоренностей с правительством продовольственные сети согласились устанавливать наценку на список социально значимых продуктов не выше 10%. В начале 2008 года действие этой программы было продлено до 30 апреля. В конце марта Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. По данным Росстата, с октября 2007-го по май 2008 года цены на продукты, попавшие в число замороженных, выросли от 5 до 27%.
Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что предложенный Минсельхозом документ меняет соотношение рыночной силы между поставщиками и ретейлерами в пользу последних. Но хотя компании-переработчики окажутся в более сложной ситуации, чем торговцы, взамен они смогут просить преференции у государства.
«Все предпосылки для роста цен есть, и правительство принимает беспрецедентные меры по их сдерживанию, о чем говорит хотя бы создание рабочей группы при Генпрокуратуре. Соглашения нужны в большей степени для регионального уровня: дотянуться до крупнейших федеральных сетей и производителей легко, а у региональных властей нет ресурса давления на своих ретейлеров и поставщиков», — говорит Бурмистров.
Зафиксированные на правительственном уровне тройственные соглашения будут спущены на уровень региональных властей. «Добровольно-принудительные договоры лучше, чем вмешательство прокуратуры», — рассуждает Бурмистров. Но, по его словам, список товаров, которого коснутся договоренности властей и компаний, должен быть узким и четким.
Анна Левинская, Яна Милюкова, Петр Нетреба |