01.12.2014
Протокольное выступление министра сельского хозяйства Николая Федорова на открытии крупного регионального молокозавода в Омске обернулось скандалом. Приветствуя запуск нового предприятия, министр противопоставил его молочным гигантам, принадлежащим транснациональным корпорациям Danone и Pepsico, заявив, что те производят дешевую продукцию на основе растительных жиров. В Danone на это отреагировали жестко: французская компания назвала заявления министра клеветой и потребовала извинений и опровержений.
Настоящее молоко
Противопоставляя продукцию российских компаний продукции дочерних иностранных компаний, Федоров заявил: «В этих [зарубежных] продуктах максимум 20% настоящего молока, остальное – преобразованное в молочную смесь кокосовое, пальмовое масло и другие добавки». Крупные переработчики сокращают закупку молока у производителей, что ведет к снижению закупочных цен на рынке, чем транснационалы активно пользуются, считает министр. «Получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они его по дешевке скупают и фактически перекачивают себе огромные деньги», – уверен глава Минсельхоза.
Несмотря на то что, говоря о транснациональных компаниях, Федоров не называл конкретных названий, реакция последовала незамедлительно. Французская Danone, уже 20 лет работающая на российском рынке, восприняла заявление министра на свой счет и обнародовала гневный пресс-релиз на своем официальном сайте.
«Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всем мире», – говорится в официальном заявлении Danone, размещенном на официальном сайте российского представительства компании. В заявлении подчеркивается, что качество продукции компании никогда не вызывало претензий со стороны Роспотребнадзора, а отчисления в бюджет России за время работы Danone на российском рынке составили около $2 млрд. «Мы требуем публичного опровержения ложной, порочащей нас информации», – заявили в корпорации.
Позицию Danone поддержали в крупной лоббистской организации – ассоциации Союзмолоко. «Мы будем обращаться в правительство с просьбой разъяснить основания для такого заявления, чтобы понять, это позиция государства или мнение одного или нескольких людей», – заявил РБК глава Союзмолока Андрей Даниленко. У него нет данных о том, чтобы у каких-либо контролирующих органов, включая Роспотребнадзор, были претензии к продукции Danone или PepsiCo (владеет производителем молочной продукции «Вимм-Билль-Данн»). «Претензии чаще всего бывают как раз к небольшим производителям, а транснациональные компании очень заботятся о своем имидже и не будут использовать ни пальмовое масло, ни растительные жиры, чтобы нарушать законодательство России», – заявил РБК Даниленко.
Дело Danone и PepsiCo
В Минсельхозе уверяют, что министр не ошибся адресом. «Поводом для заявления министра сельского хозяйства стало мое выступление на совещании в Минсельхозе по поводу деятельности компаний Danone и PepsiCo на российском рынке», – рассказал РБК глава департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Владимир Лабинов. По его словам, эти компании систематически сокращают объемы закупки сырого молока от производителей уже несколько лет подряд. Несмотря на запросы Минсельхоза, они не предоставили ни разу информацию в полном объеме, утверждает представитель ведомства.
«Пришлось запросить статистику у субъектов и регионов, на основе которой и были сделаны выводы: динамика сокращения очевидна по всем субъектам, – отмечает Лабинов. – Вторая проблема в том, что Danone на протяжении последних лет последовательно закрывает молочные заводы, которые они купили у «Юнимилка» – в Тверской, Костромской и Новосибирской областях. И мы не располагаем информацией о том, что Danone и PepsiCo настроены на то, чтобы развивать молочное производство и строить заводы как бизнес».
Даниленко считет, что Минсельхоз выбрал неудачное время для сведения старых счетов. «Проблемы в отрасли есть, но они не в транснациональных корпорациях, а в подходе Минсельхоза и в том, что российским переработчикам молока субсидии на производство сырого молока задерживаются, – говорит глава Союзмолока. – А они, в отличие от глобальных компаний, не в состоянии жить без этих денег.
Информация Минсельхоза о том, что крупные компании сократили закупки молока, в Союзмолоко не оспаривают: в России производство молока сокращается, и вслед за этим падают объемы закупок. А после того как закрылся импорт, все больше сырья нужно и производителям сухого молока, и сыроделам, а его больше не стало, поясняет Даниленко.
Новое регулирование
Лабинов говорит, что вслед за словесной дуэлью последуют шаги по более жесткому регулированию рынка для производителей молочных продуктов. Минсельхоз хочет ввести новые техрегламенты на молоко и молочные продукты, запретив использование прилагательных типа «сметанный», «творожный» продукт, оставив только собственно «белые» молочные продукты и «составные (до 50% ингредиентов, вроде творога с вареньем и орехами), а остальные запретить называть родственными прилагательными. Также есть планы по стандартизации содержания белка в молоке – сейчас в России выпускается продукция с содержанием 2,8%, однако в Европе – 3,2–3,4%, и такое низкое содержание белка позволяет производителям из того же количества сырья делать больше продукции.
В этом начинании Минсельхоз встречает противодействие крупных компаний через ассоциацию Союзмолоко, которая апеллирует в том числе к тому, что тогда молочная продукция станет недоступной для бедных слоев населения, говорит Лабинов. «В своем желании не допустить введения новых правил они пишут жалобы на деятельность технического комитета по стандартизации, который я возглавляю», – сокрушается он.
|