Началось все с того, что наши надзорно-конролирующие органы обнаружили в продукции сыродельных предприятий «нэзалэжной» Украины наличие неположенного ингредиента – пальмового масла. Сыры с таким «наполнителем», следуя нашему техрегламенту на молоко и молочную продукцию, должны именоваться «сырным продуктом».
По идее, букве этого закона (кто не знает, техрегламент – это не просто инструкция, а именно ЗАКОН) должен следовать не только отечественный производитель, но и иностранные поставщики молочной продукции на российский рынок. Украинские поставщики букву закона попрали. Обвинения Роспотребнадзора носили вполне конкретно-адресный характер. Сыры, которые на самом деле являлись «сырным продуктом», на наш рынок скинули Пирятинский сырзавод и Охтырский сыркомбинат из Сумской области, Великобурлукский сыродельный завод с Харьковщины, Крыжопольский филиал «Интер Фуд» из Винницкой области. И еще пять поименованных сыродельных предприятий Украины.
А ведь еще раньше Роспотребнадзор предупреждал...
Предупреждал, что Россия ужесточит контроль за украинской аграрной продукцией. В связи с тем что санитарно-эпидемиологические службы в соседней стране с 2012 года ликвидируются. И весь контроль за продовольствием там будут осуществлять только... ветеринарные ведомства. Другими словами, доктора «по коровам, свинкам, кошечкам-собачкам». Кстати, украинские коллеги-журналисты поделились любопытной информацией: одним из самых активных поборников ликвидации тамошних «санитаров» является не кто иной, как глава наблюдательного совета Национального банка Украины Петр Порошенко. Вот выдержка из его публичного выступления: «Зачем нужна санитарно-эпидемиологическая служба с ее текущими функциями? Она была создана, когда была государственная собственность, чтобы контролировать государство. Почему сегодня врачу СЭС государство и правительство доверяет больше, чем частному собственнику, который самостоятельно несет уголовную ответственность за качество продукции, которую производит. Такая служба – это только лишний груз для бизнеса, который делает его неконкурентоспособным и дискредитирует органы власти».
И вот что еще интересно: сам господин Порошенко, ко всему прочему, является главой самого главного (да простится вынужденная тавтология) кондитерского концерна Украины. Продукция этого концерна валом валит на российские прилавки под торговой маркой, в названии которой в усеченном варианте, но уже на французский лад – фамилия самого хозяина.
Малайзийский бартер
Волну господин Онищенко в очередной раз погнал не шуточную. Противной стороне извиниться бы, повиниться, исправиться. Ну попались с поличным, с кем не бывает... Но противная сторона выбрала тактику упреков. Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский заявил, что считает претензии главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко к поставляемому в Россию украинскому сыру голословными и ничем не обоснованными (претензии к конкретным производителям не в счет? – Т. М.). И далее цитата по принципу «сам дурак»: «У Онищенко появлялись претензии и к качеству воды «Боржоми». И что? Весь мир пьет «Боржоми», а импорт этой продукции запрещен только в России».
Наши молочники тоже объединены в профессиональные союзы. Их в России целых два. Один – это Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), объединяющий тех, кто производит сырье. Другой – Союз предприятий молочной отрасли. Это те, кто из сырого молока делает конечный продукт, поступающий в торговую розницу, – упакованное молоко, сметану, творог и прочее. Включая сыр. Переработчики в оценке сырной ситуации оказались сдержанными. Исполнительный директор Союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов заявил: «Украинские сыры никогда высоким качеством не отличались, и на сегодняшний день ничего существенного не произошло. Сейчас доля этих сыров на уровне 7 – 8 процентов в общем объеме потребления. Существенная доля. Если в продукции действительно содержатся растительные жиры, то нужно применять конкретные меры к конкретным украинским производителям – надзорные, изъятие из оборота, приостановление поставок».
Производители же сырого молока более категоричны. Они требуют полного запрета поставок в Россию не только молочной продукции, содержащей пальмовое масло. Но и резкого сокращения ввоза в страну самого пальмового масла. Вот он, камень преткновения. Точнее, «масло преткновения» – пальмовое. Интересна «история вопроса». Может быть, кому-то она и покажется выдумкой, но источники, информированность которых не вызывает сомнения, утверждают, что это полная правда.
Еще в начале 1990-х Малайзия предложила России пальмовое масло в обмен на истребители МиГ-29. И наличные для чиновников, которые согласовывали сделку. Позже, поняв схему получения сверхдоходов за счет травли населения пальмовой «радостью», бизнесмены стали закупать масло огромными партиями. По пищевым свойствам пальмовое масло – это третьеразрядное пищевое масло, худшее из всех растительных. Бурный рост его производства и экспорта привел к тому, что пальмовое масло превратилось в самое дешевое. Тем не менее по объемам мирового производства оно занимает почетное второе место. На первом – соевое. На третьем – оливковое. Подсолнечное устойчиво держится на четвертом месте. Основные производители и экспортеры пальмового масла – Малайзия и Индонезия. Среди основных импортеров – Индия, Китай, страны ЕС и Россия. Пять-шесть лет назад список активных импортеров пополнила Украина.
Бревно в замыленном глазу
На российском рынке пальмовое масло наращивает экспансию. Всего за несколько лет объемы поставок увеличились в три раза по сравнению с тем, что реально необходимо стране. Сегодня в Россию в год завозится около 600 тысяч тонн пальмового масла. Для сравнения: всех растительных масел вместе взятых в 2010 году в Россию было ввезено чуть более миллиона тонн. На пальмовое сегодня подсела почти вся наша пищевка. Масло богато насыщенными кислотами, которые обеспечивают долгий срок хранения. Пальмовое не окисляется так быстро, как «носители» ненасыщенных кислот – сливочное, оливковое, нерафинированное подсолнечное и другие масла.
Пальмовое широко используется в производстве маргаринов и так называемых легких масел (спредов), мороженого, майонезов, творожных и недорогих кондитерских изделий. В вафельных изделиях, к примеру, шоколадная, ванильная, сгущено-молочная и иже с ними прослойки щедро приправлены пальмовым маслом. Чипсы, крекеры, многие блюда быстрого приготовления – тоже «на пальме». Кстати, чистое молоко тоже научились бодяжить пальмовым маслом, выдавая потом продукт за исключительно натуральный. Даже подсолнечное масло почти наполовину разбавляют пальмовым!
Есть производители, не скрывающие сей ингредиент в составе продукта. А что скрывать, если «пальму» никто не запрещал? Требование к производителям только одно: обозначать наличие растительного составляющего в списке ингредиентов. При этом необязательно указывать: «пальмовое масло». Можно написать более пространно: «растительный жир». ...Интересно, господин Онищенко всерьез считает, что дешевое пальмовое масло используют только сыроделы Украины?
Простая арифметика: рынок сырого молока в России находится в стадии стагнации. Прошлогодняя прибавка молочной валовки в 4 процента – это капля в море. Тогда вопрос: почему производство молочной продукции, в том числе сыров, в России растет из года в год? Ответ известен: и на нашем молочном рынке «пальма» правит бал. Но на деле получается как в той пословице: «В чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем».
Наша справка
Самый ценный компонент в любом масле – линолевая кислота. В пальмовом ее всего 5 процентов. Температура плавления пальмового масла – около 40 градусов. Организму при «среднестатистической» температуре 36,6 нужно тратить больше энергии, чтобы его переварить. Попадая в желудок с другими компонентами, пальмовое масло остается пластичной липкой массой вроде пластилина, прилипая к поверхности органов пищеварительного тракта. Оседает на стенках кишечника, холестериновыми бляшками на стенках сосудов. Нарушая обмен веществ, ведет к диабету, ожирению, проблемам с сердцем, вызывает аллергии, провоцирует онкологию.
Источник: spbvedomosti.ru |