В мире, где с одной стороны при стремительном росте численности населения стоит продовольственная проблема, а с другой — опасность мутации не только флоры и фауны, но и человека, необходим бдительный контроль и сплоченность к подходам использования инновационных решений генной инженерии. Генетически модифицированные организмы (ГМО) с особым размахом поглощают все на своем пути.
Как быть, что делать, как контролировать ситуацию? На эти вопросы в интервью Panarmenian.net рассказал начальник Агентства по биоресурсам Минохраны природы РА Арташес Зироян.
— Расскажите, пожалуйста, выполняет ли Армения положения, закрепленные в Картахенском Протоколе по биобезопасности?
— Придавая важность положениям Картахенского Протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, Армения присоединилась к нему и в 2004 году стала 102 страной, ратифицировавшей его. Выполнение положений Протокола позволяет сохранить биоразнообразие и обеспечить биосфере, в том числе человечеству и его отдельным представителям, безопасность при использовании современной биотехнологии, в том числе генетически модифицированных организмов (ГМО) и продукции, полученной с их помощью или в результате их переработки. Особенное внимание в Протоколе уделяется соблюдению мер безопасности при перемещении ГМО через национальные границы.
В этом направлении основной задачей было создание Национальной рамки биобезопасности, на основе которой стало возможным выявить в Армении сложившуюся ситуацию, изучить ее, оценить и дать определенное заключение, разработав соответствующую концепцию в этом направлении. С участием властей работы были начаты уже в 2004 году, и нам удалось создать соответствующую стратегию, информировать общественность посредством выпущенных брошюр, поскольку в 80-х гг. встала проблема увеличения численности населения в таких странах, как Америка, Аргентина, Канада, Бразилия, где активно стало развиваться создание генетически модифицированных организмов. Более того, в НАН РА также были созданы ГМО по линии топинамбура, табака, которые сейчас не используются, поскольку это были лишь небольшие опыты. Это говорит о том, что в случае необходимости наши учены также смогут проделать работу по созданию ГМО.
Тем не менее, положения протокола, в основном, обязывают страну к обмену информацией в этой сфере, и мы сейчас готовим доклад по Армении, который будет представлен в сентябре.
— Что же делать, чтобы защитить биоразнообразие Армении и информировать людей о существующей проблеме?
— Имея под рукой многочисленную информацию относительно тенденций развития ГМО со всего мира, учены пока не дали окончательного ответа об их воздействии на человеческий организм, есть определенные опасения. Будучи биологом, я сам не настроен положительно, поскольку, созданный новый организм чужд человеческому организму, а также представляет опасность для биоразнообразия, тем более, что Армения является родиной эндогенных видов растений. У нас есть 33 видов диких груш, которые растут только в Армении. Поэтому Армения приступила к последовательной разработке законодательной базы. Еще 1998 в законе РА «О флоре и фауне» были закреплены некоторые положения относительно того, что наша экосистема должна быть ограждена от ГМО, что должны быть приняты меры, чтобы смогли регулировать проблемы импорта и экспорта. Тем не менее, эта проблема сегодня открыта, но проект закон РА «О применении ГМО», который мы разработали, представили правительству на рассмотрение и который скоро будет направлен в парламент, позволит на основе соответствующих подзаконных актов регулировать импортируемые в страну товары. При этом не обязательно, чтобы у нас была лаборатория, импортированная продукции должна иметь соответствующую паспортизацию. Однако и до этого, согласно решению правительства, были созданы соответствующие структуры, которые контролировали и контролируют импорт и экспорт товаров. В частности, после принятия закона, контроль будет усилен в том плане, что в прилагающихся к товару документах должна содержаться информация о том, где эта продукция была испробована, до того, как поступить на рынок Армении, какие имеет положительные и отрицательные качества воздействия, отмечен путь транспортировки.
Проект закона прошел соответствующие общественные слушания, получил положительное заключение международных экспертов, свои замечания по нему представили ряд министерств. В этом вопросе Армения до сих пор придерживалась гибкой политики, поскольку в 90-х гг. была проблема с продовольствием и в страну поступала помощь, однако никто не знал ее состав, и сколько в республику было импортировано в виде продовольственных товаров, медикаментов с содержанием ГМО. Надеемся, что до конца года парламент Армении примет этот закон и уже с 2012 года он будет действовать. Одновременно мы должны разработать механизмы реализации закона. Из стран СНГ аналогичный закон действует в России и Беларуси.
Проект закона РА «О применении ГМО» содержит 16 глав и 32 статьи и регулирует также процесс выдачи лицензии юридическим лицам на импорт продукции, содержащей ГМО. Одновременно должны быть внесены поправки в закон РА «О безопасности продуктов питания», «Об экологическом контроле», «О госпошлине», одним словом ожидаются большие законодательные изменения.
— Позволит ли новый закон защитить права армянских потребителей?
— Безусловно, законом предусмотрены механизмы обеспечения безопасности товаров, на маркировке которых должна быть указана доля содержания ГМО, например если не превышает 0,9%, то на эту продукцию ограничения не будут наложены. На сегодняшний день во всем мире используют ГМО, и этот процент считается допустимым, есть страны, где допускается 5% содержание ГМО.
Что же касается ответственности, то законом устанавливается как административная, так и уголовная ответственность. Например, в случае административных нарушений положений закона, штраф для физических лиц составляет 200-кратном размер от зарплаты, для официальных лиц — в 400-кратном размере. При этом, в случае уголовных нарушений предусмотрен либо штраф в 1000-кратном размере от ЗП либо лишение свободы от 1-3 лет. Если же в случае халатности и неосторожности последовала смерть человека или угрожает опасность обществу в плане массовых заболеваний или заболеваний в последующих поколениях, то нарушителям грозит от 3-7 лет с лишением занимаемой должности. А вот если нарушения закона привело к смерти более 2 людей, то виновный лишается свободы от 8-12 лет.
— Какова ситуация с использованием ГМО?
— Начиная с 2002 года, под ГМО было выделено 60 млн. га во всем мире, при этом в США 40 млн. га, в Аргентине — 13 млн. га, в Канаде — 4 млн. га, в Китае — 2 млн. га, в Южной Африке — порядка 1 млн. га. Что же касается Армении, то появившаяся здесь продукция, в частности, в мясных изделиях, обусловлена использованием сои в большом количестве, а, как известно, производство сои уже давно основано на ГМО. Более того, наши местные импортеры не осознают всей важности проблемы использования ГМО: для них первоочередная задача — получить хороший урожай, хорошую продукцию. Не исключено, что последние кишечные заболевания, зафиксированные в Европе от огурцов, помидоров и других овощей, не является результатами изысканий генной инженерии. Поэтому должен быть контроль, а на маркировке товара указано, какую долю в продукции приходится на ГМО. Придет время, когда цена на такую продукцию спуститься, и у нас будет несколько категорий: экологически чистая продукция, а также продукция с различным содержанием ГМО и других удобрений. На сегодняшний день у нас нет статистики относительно как импортируемой, так и производимой в стране продукции, содержащей ГМО, поскольку нет закона, регулирующего сферу. Когда будет работать закон, тогда будет и контроль.
Источник: upakovano.ru |