Говорят, выбор есть всегда. Но как быть, когда средство для спасения растений становится ядом для пчел?
В ходе исследования, проведенного в Университете Purdue, обнаружены следы неоникотиноидных инсектицидов, используемых для защиты кукурузы и сои от вредителей в организме умерших медоносных пчел в штате Индиана.
Инсектициды были найдены и в почве, причем по истечении двух лет после того, как были посажены обработанные семена. Кристиан Крупке, профессор энтомологии, делится: «Мы знаем, что эти инсектициды обладают высокой токсичностью для пчел, мы нашли их следы в каждой умершей особи». «Каждый год США теряет около трети своих ульев», – говорит Грег Хант, профессор поведенческой генетики в Университете Purdue.
Крупке и Хант получили информацию, что смерть пчел в 2010-2011 годах происходила во время сева обработанных растений вблизи ульев. У инфицированных пчел наблюдались судороги, тремор и другие признаки отравления. (Подробно о действии неоникотиноидов на пчел изложено статье «Что рапсу хорошо, то пчелам – смерть!» в номере № 7 журнала «Агромир XXI» за 2012 год).
Все дело в том, что технология производства семян большинства однолетних растений предполагает покрытие их неоникотиноидными инсектицидами для защиты при посадке. При обработке семян часто используется смесь инсектицидов с тальком, который и выделяется в больших количествах в виде пыли, оседает на почве и растениях, и несет с собой частицы инсектицидов. Крупке говорит, что в этом и есть основная угроза, главный источник загрязнения. А самая большая проблема состоит в том, что эти вредные вещества способны долгое время сохраняться в почве, «заражая» другие растения. «Я думаю, мы должны остановиться и осознать риски, связанные с этими инсектицидами», – говорит Хант.
Несмотря на то, что, в отличие от многих растений, соя (как, впрочем, и кукуруза) является самоопыляемым растением, последние исследования указывают на возможную связь между здоровым урожаем сои и опылением пчелами.
Доктор О’Нил, профессор энотомологии Университета штата Айова, говорит: «Соя – самоопыляемое растение, но это не значит, что она не может получать выгоду от опылителей». О’Нил заинтригован новыми исследованиями опылителей сои, а главное их разнообразием и количеством, которые были найдены в некоторых областях центральной Айовы.
«Если бы меня спросили о количестве пчел на сое в прошлом году, я бы ответил, что их очень мало. Теперь же, когда Келли Джилл завершила свое двухлетнее исследование с использованием «bee bowl» для подсчета насекомых, я был крайне удивлен найденному разнообразию».
В работе Джилл упоминается около 2000 опылителей, представителей более 33 видов. Большинство из них – одиночные, живущие на земле пчелы, встречались и журчалки, и только 4 медоносных пчелы. «Эти удивительные результаты подобны тем, которые коллеги из Мичигансокго Университета получили при исследовании кукурузы». Однако отношения между насекомыми и соей могут быть более сложными, чем банальная связь «растение – опылитель». О’Нил отмечает, что личинки журчалок являются хищниками, питающимися такими вредителями сои, как тли. Всё это только предстоит изучить.
«Мы действительно должны изучить роль и влияние пчел на опыление сои», – говорит доктор Рид Палмер, генетик службы сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США. Палмер ссылается на более ранние исследования штата Висконсин, где было показано увеличение урожайности при опылении пчелами цветков сои. Совсем недавно краткосрочные исследования в Канаде показали, что присутствие пчел вызывало повышение урожайности на 10-40% и в Австрии, по сравнению с контрольными результатами на участке, где растения самоопылялись. Что особенно важно, опылением сои занимаются не медоносные домашние пчелы, а их дикие одиночные родственники.
Ученые также рассматривают пчел не только как орудие для увеличения урожайности, но и как инструмент для селекции.
Источник: agroxxi.ru |