С 1 июля в России разрешается регистрировать генно-модифицированные семена сельхозкультур. Как отмечают аналитики, наиболее востребованными будут ГМ-соя, кукуруза и сахарная свекла. Сейчас в России ГМО можно выращивать только на опытных полях. Также можно завозить некоторые сорта подобных растений. В то же время "Зерновой союз России" заявляет: трансгенные культуры вовсю "шагают" по стране. По подсчетам объединения, незаконные посевы составляют 400 тыс. га. Первый легальный урожай трансгенных культур может появиться в стране уже в 2016 году. Что хорошего принесет ГМО алтайскому сельскому хозяйству? Об этом спорят наши эксперты.
Фактически, ГМО — это крепостное право
Михаил Шишин, доктор философских наук, профессор и известный в крае эколог полагает, что использование ГМ-культур загонит сельское хозяйство в экономическую кабалу.
— Алтайские ученые сейчас занимаются выведением генно-модифицированного подсолнечника. Они утверждают, что его выращивание будет выгодно. Что вы по этому поводу думаете?
— Чтобы разобраться с этим вопросом в краевой общественной палате, мы приглашали экспертов международного уровня, которые показали, что ГМО предполагает определенную систему. В красочных буклетах и в презентациях это выглядит привлекательно, а на самом деле выращивание подобных растений требует специализированных удобрений, гербицидов. Поэтому заявление, что производство ГМО не требует дополнительных условий, — либо лукавство, либо неосведомленность. Во многих странах уже разобрались, что производство ГМО — это целая система затягивания сельского хозяйства в определенную ловушку. Однажды начав использовать ГМ-культуры, сельхозпроизводитель просто уже не может остановиться.
Поводов для опасений я не вижу
Владимир Казанин, заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства считает, что использование в крае трансгенных сельхозкультур неперспективно. В ближайшие годы они вряд ли получат широкое распространение.
— Есть ли необходимость в применении ГМ-семян в нашем регионе?
— Я полагаю, что нет. Поэтому подобная тема даже не поднимается. Закон, регламентирующий регистрацию подобных семян, принят, но наши селекционеры в этом отношении не работают. Я полагаю, что все движение по ГМО в России началось с подачи крупных производителей сои и кукурузы, которые используют большое количество гербицидов для обработки полей и нуждаются в семенах, устойчивых к вредителям.
ГМО для нас — как непрочитанная книга
Владимир Устинов, руководитель семеноводческих предприятий Алтайского края полагает: говорить о применении ГМ-семян рано.
— Как вы оцениваете перспективы применения в крае ГМ-семян?
— Эта тематика нами, сельхозпроизводителями, практически не изучена. Все, что сейчас рассказывают, преподносится как готовый продукт. Нам говорят: "Берите и применяйте". Достаточно долго выращивание ГМ-растений было запрещено. А сейчас вдруг дают добро. Почему так произошло, никто объяснить не может. Если честно, этот момент немного настораживает. У нас есть опасения, что генная инженерия в области растениеводства еще не прошла полную экспертизу. Мнения самих ученых разделились. В настоящий момент исследователей, выступающих против ГМО, даже больше тех, кто за.
Опрос
На сегодняшний день российское научное сообщество раскололось на два лагеря. Одни говорят, что генно-модифицированная продукция несет в себе потенциальную угрозу здоровью людей. Другие относятся к ней абсолютно лояльно. В связи с этим мы решили спросить у наших респондентов: а вы боитесь ГМО?
Анатолий Вытоптов,
генеральный директор компании "АгроХимСервис":
Я лично нет. Ничего страшного в подобной продукции для потребителей не вижу. В США и Европе она активно используется. Каких-то глобальных проблем со здоровьем у жителей этих стран не наблюдается. Но есть другой аспект. Использование ГМ-семян неминуемо приведет к повышению урожайности. Для нашего региона, не имеющего выхода к морским портам, а значит, не обладающего экспортным потенциалом, это губительно. Увеличение урожая приведет к обвалу цен на местном рынке сельхозпродукции.
Ольга Бойко,
директор йога-центра "Вистара":
Я категорически против ГМО. Подобная продукция в корне подрывает все устои общества. Опыты показывают, что зверьки, на которых испытывают ГМО, во втором-третьем поколении становятся бесплодными. Поэтому нельзя говорить с полной уверенностью, что трансгенные растения не повлияют на наших детей.
Владимир Беляев,
заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин АГАУ:
Как у рядового потребителя, у меня есть определенные опасения. В настоящий момент этот вопрос до конца не изучен. Неизвестно, как ГМ-продукция может отразиться на здоровье людей. Ведь последствия ее использования могут проявиться гораздо позже.
Оксана Галкина,
диетолог:
К генно-модифицированной продукции отношусь с опаской. До конца не изучено, как она может влиять на организм человека, какие заболевания и изменения может провоцировать. Наука пока не дала исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Справка
В 1996 году, когда началось промышленное выращивание генно-модифицированных культур, площадь под ними составляла 1,6 млн. гектаров. К 2011 году она достигла 148,1 млн. га. Занимаемая генно-инженерными посевами площадь растет в последнее время примерно на 6% в год.
Первое место по числу ГМ-растений на полях, почти 70 миллионов гектаров, занимают США, на втором месте с вдвое меньшим показателем Бразилия, на третьем — Аргентина. Среди сельхозкультур наиболее всего популярна ГМ-соя (49% от общего объема посевов), кукуруза (32%), хлопок (14%), рапс (5%).
Факт
Компания Monsanto разработала ГМ-семена картофеля, убивающего колорадского жука.
Источник: Свободный курс |