После окончания Краснодарского политехнического института в 1972 году я получил направление на работу на Ленинградский МЖК. Там я и познакомился с директором ВНИИЖа Сергеевым Александром Георгиевичем, который часто его посещал. Доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, всегда лично занимался вопросом подбора кадров и, конечно, обращал внимание на выпускников кафедры жиров Краснодарского политехнического института. В те времена всего два института готовили кадры для масложировой отрасли: Краснодарский и Харьковский политехнические институты. Александр Георгиевич всегда отличался высокой творческой активностью. Именно он, руководивший с 1951 по 1982 год Всесоюзным НИИ жиров, на базе которого в 1979 году было создано научно-производственное объединение «Масложирпром» с численностью порядка 1450 сотрудников и ныне существует Всероссийский НИИ жиров, добился того, что отраслевой институт стал авторитетным среди специалистов масложировой индустрии, не только в нашей стране, но и за рубежом.
По инициативе А. Г. Сергеева ежегодно проводились расширенные пленумы Ученого совета ВНИИЖа с привлечением широких кругов ученых и специалистов масложировой промышленности, на которых обсуждались результаты внедрения в промышленность научных исследований и разработок института и других научно-исследовательских организаций, осуществлялись координация и планирование проведения научных исследований в области техники и технологии масложировых производств среди НИИ и вузов СССР.
На пленумы приглашался крупнейший теоретик маслобойной промышленности, профессор, доктор технических наук Александр Михайлович Голдовский, автор монографии «Теоретические основы производства растительных масел», которой в этом году исполнилось 55 лет со дня выхода в свет.
Посещал пленумы и крупнейший теоретик рафинационного производства, директор Московского филиала ВНИИ жиров, профессор, доктор технических наук Арон Анисимович Шмидт, автор монографии «Теоретические основы рафинации растительных масел», изданной в 1960 году.
Посещал пленумы ранее работавший во ВНИИЖе, затем уехавший преподавать в Краснодарский политехнический институт профессор, доктор технических наук Владимир Витальевич Белобородов, автор монографии «Основные процессы производства растительных масел». Позже В. В. Белобородов снова вернулся работать во ВНИИ жиров.
Руководил в те годы отделом производства растительных масел к.т.н. Виталий Владимирович Ключкин, позже ставший профессором, доктором технических наук, членом-корреспондентом РАСХН. Интересно, что он в 1952 году начал свою трудовую деятельность на Лабинском Госмаслозаводе №5 сменным инженером, начальником подготовительного отделения маслоцеха и затем начальником техотдела – заместителем главного инженера, проработав в общей сложности на заводе восемь лет. Завод давно переименован в Лабинский МЭЗ, но автобусная остановка «Госмаслозавод №5» в городе до сих пор есть. А номер «5» обязывает коллектив быть отличником масложировой индустрии, каким он и является уже многие годы.
А. Г. Сергеев уделял большое внимание разработке таких капитальных трудов ВНИИЖа, как многотомные издания «Руководства по технологии получения и переработки растительных масел и жиров» и «Руководства по методам исследования, техно-химическому контролю и учету производства в масложировой промышленности», к подготовке которых привлекались ученые и специалисты других НИИ, вузов и предприятий отрасли. В настоящее время эти книги можно назвать энциклопедией для специалистов масложировой отрасли.
После А.Г. Сергеева институтом руководил Усяслав Иосифович Тросько, о котором можно сказать очень много хорошего, как о специалисте, так и о человеке.
Одним из выдающихся работников ВНИИЖа, с которым мне довелось работать, был заместитель директора института по научной части Георгий Всеволодович Зарембо-Рацевич. Свою деятельность во ВНИИЖе Георгий Всеволодович начал в 1946 году в качестве заведующего сектором конструирования оборудования, затем заведующим лабораторией автоматизации, главным инженер ом и главным конструктором ЦКБ. Он, также как и Александр Георгиевич Сергеев, за работы по усовершенствованию способа гидрогенизации растительных масел путем создания непрерывных методов был удостоен Государственной премии СССР. Я же больше помню его по совместной работе, связанной с созданием шнекового пресса для малотоннажных предприятий. Нам с невероятными усилиями удалось сделать четыре пресса, один из которых, наверное, и сегодня находится на стенде рядом с первым шнековым агрегатом (пресс + одночанная жаровня) GP, созданным для извлечения масла из масличного сырья, произведенным в Германии, скорее всего в 30 годы прошлого столетия.
Если говорить о роли ВНИИЖа для масложировой промышленности, то нельзя не вспомнить историю создания Юргинским машиностроительным заводом маслопрессового агрегата Р3-МОА . Я помню, как мой товарищ по отделу производства растительных масел Г.Е. Мельник с грустью сообщил, что создание высокопроизводительного пресса вычеркнуто из плана работы института. И вдруг, через некоторое время, пришла телеграмма Управления масложировой промышленности, в которой приказывалось сотрудникам прессовой лаборатории срочно прибыть в Юргу для совместной работы по созданию пресса. Эти прессы, теперь уже со средней производительностью, до сих пор работает на предприятиях. Тогда лабораторией руководил Морозов В. С. Экстракционной лабораторией руководил Брик В. Н. В экстракционной лаборатории работал один из старейших работников института, доктор технических наук Иван Васильевич Гавриленко, автор книги «Маслоэкстракционное производство». В том же отделе работал Иван Ефимович Безуглов. Я помню, что в «Ленинградской правде» вышла статья «Два Ивана», в которой рассказывалось об их трудовой деятельности и дружбе. Иван Ефимович поражал нас своей памятью и был для нас «ходячей энциклопедией».
В то время в отделе производства растительных масел работало порядка 45 человек, при этом ведущие работники: Кузнецов А.Т., Мацук Ю. П., Федотчев В.А ., Иванов а Э.И., Донскова Г.В., Брик В. Н., Осипова Н. Г., Демченко П.П. – и мы, тогда молодые специалисты: Краснобородько В. И., Марков В. Н., Мельник Г.Е., Лисицын А.Н., Федоров А.В. – по полгода проводили на заводах в командировках. Занимаясь решением проблемных вопросов, сотрудники имели колоссальный опыт и поэтому были востребованы отраслью.
Вспомнил, что Александр Терентьевич Кузнецов полгода провел в плавании на китобойной флотилии «Слава», о которой мало кто помнит сейчас.
Сейчас не многие знают, что сотрудниками отдела производства растительных масел разрабатывалась технология экстракции масличного сырья перегретыми парами растворителя. Затрудняюсь сказать, сколько существует авторских свидетельств на эту технологию, но то, что она была внедрена при производстве эфирных масел, я знаю точно. Именно меня, где-то в 1977–78 годах, В. В. Ключкин командировал в Крым, где на предприятии «Крымская роза» талантливыми работниками и учеными Шляпниковым В. А., Шляпниковой А. П. и Кочетковым Е. С. была внедрена эта технология при экстракции масла из розы. Выход масла был увеличен, а вот в масложировой промышленности способ так и не был внедрен.
Много лет сотрудниками отдела производства растительных масел выполнялась в рамках сотрудничества специалистов Совета Экономической Взаимопомощи работа по внедрению прямой экстракции подсолнечника. Прорабатывался вопрос создания экстракционного завода без прессового отделения производи- тельностью 1000 тонн в сутки. Работой по прямой экстракции в отделе производства растительных масел руководил П. П. Демченко. В 90-е годы заводов с такой производительностью в стране не было. Самым крупным заводом был Пологовский МЭЗ с производительностью порядка 800 т/сутки. Тогда под руководством Г. В. Донсковой была успешно выполнена работа по наращиванию мощности экстракционной линии НД-1250 с 400 до 500 т/сут. Но уже тогда было ясно, что будущее – за заводами с производительностью не менее 1000 т/сут. Было много сделано в рамках исследований по прямой экстракции, но работа не была завершена.
В рамках этой работы создавалась технология гранулирования лузги с кальциевыми мылами для кормления животных. Тогда казалось, что цех грануляции лузги создать будет очень сложно по техническим причинам. Сегодня существуют цеха по грануляции лузги, по мощности в два раза превышающие те разработки. Жаль только, что востребованны топливные пиллеты из лузги в основном за рубежом. Видимо, продолжается существовавшая и в те времена проблема кооперации машиностроителей и масложировой промышленности. Много лет наши машиностроители не создавали котлы для сжигания лузги. Если на каких-то заводах и были котлы, то они были зарубежные. Я помню многие заводы, почему-то больше всех запомнился Полтавский МЭЗ, у которых утилизация лузги была одной из самых злободневных проблем. Именно специалисты отдела производства растительных масел инициировали эту работу. Сейчас наличие котла для сжигания лузги является нормой, и обсуждается вопрос параллельной переработки подсолнечника и рапса или подсолнечника и сои, чтобы при переработке последних не использовать газ, а использовать лузгу.
Много сил отдали специалисты отдела производства растительных масел оказанию помощи в освоении двух построенных в Узбекистане маслоэкстракционных заводов по переработке хлопчатника в городах Гулистан и Касан. Это были первые заводы, у которых производительность была 1000 т хлопчатника в сутки. Экстракционные линии с 16-метровыми в диаметре роторными экстракторами были смонтированы на открытом воздухе.
Оказание помощи предприятиям – это была первая задача коллектива ВНИИЖа. Вот и сейчас руководство ГНУ РАСХН ВНИИЖа отстаивает интересы отечественных аграриев, выращивающих подсолнечник, и отечественных переработчиков, производящих из него подсолнечное масло.
Завершая свой короткий рассказ, хочу выразить надежду на светлое будущее ВНИИЖа. Хочется верить в то, что его ряды пополнятся.
Источник: Журнал "Масла и жиры" |