НПФ “Эрга“
Разработка и производство магнитных сепараторов и железоотделителей на постоянных магнитах для пищев...
ооо ПродАльянс
Производство и продажа масла подсолнечного!!!
Лебяжский ЗРМ, ООО
Производство масла рапсового нерафинированного. Налив. Доставка масловозами
Всероссийский научно-исследовательский институт Жиров (ВНИИЖ)
Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на создание новых технологий, оборудования, ...
ЗАО "Кропоткинский завод МиССП
оборудование для выдува пэт-бутылок, линии розлива.
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: korostelev@oilbranch.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10, +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@oilbranch.com
|
"Под прессом обстоятельств"
|
| Компания по производству нетрадиционных растительных масел "Диал-экспорт" была создана в 2003 году и ориентировалась главным образом на экспорт. Однако так получилось, что в России продукция компании стала пользоваться большей популярностью, чем за рубежом. Как это произошло, рассказал основатель компании Атон Горяинов.
Масленичная идея
Вообще-то Атон Горяинов учился в медицинском институте по специальности "педиатрия".
- Когда я заканчивал институт, все в стране стало меняться. Не скажу, что мне была неинтересна медицина. Просто в воздухе витало что-то, открывалось столько новых перспектив! И я поступил в финансовую академию. Несколько лет проработал в коммерческих компаниях, а потом решил открыть собственное дело.
В 2003 году, проанализировав ситуацию на рынке, Атон Горяинов основал "Диалэкспорт" и решил производить полезные для здоровья нетрадиционные растительные масла.
- Натолкнуло нас на это прежде всего то обстоятельство, что рынок не был наполнен такого рода товарами. А стремление населения к здоровой пище росло с каждым годом.
Ситуация на рынке растительного масла была не в пользу новых производителей: 69% потребления приходилось на традиционное подсолнечное масло, 16% - соевое, и всего 0,3% покупателей предпочитали оливковое, кедровое, тыквенное и другие нетрадиционные виды масел. Однако это не остановило "Диал-экспорт".
- Оливковое масло тоже не сразу завоевало российский рынок - во времена СССР о нем только слышали, после перестройки в продаже появился один вид оливкового масла, а сейчас зайдите в любой магазин- там видов оливкового масла не меньше, чем подсолнечного,- рассказал Атон.- Я уверен, что льняное, кедровое и другие масла со временем станут пользоваться не меньшей популярностью. Кстати говоря, льняное масло пользовалось большим успехом в России до революции - его добавляли в квашеную капусту. А в Грузии испокон веков делали масло из грецкого ореха, выжимали его, пропуская орехи через мясорубку.
Нетрадиционное масло, сделанное промышленным, а не кустарным способом, появилось в России только в 2000 году. Его привозили главным образом из Германии иФранции, а найти такое масломожно было всего в нескольких московских магазинах. В 2001 году на российском рынке появились масла из Краснодара и Украины. Большую часть завозимых нетрадиционных масел составляли не пищевые, а лечебные и косметические масла. Например, всем известный "Тыквеол". Масло грецкого ореха тоже можно было часто встретить в баночке в аптеке. Но Горяинов решил делать именно пищевое масло: исследование рынка показало, что ниша пищевого масла из нетрадиционных продуктов пуста, и "Диал-экспорт" решил быстро ее занять. Но быстро не получилось.
Пищевые объемы
Оставалось определиться, каким способом делать масло.
- Все растительные масла делаются методом шнека- мясорубки. При классическом производстве подсолнечного масла температура может достигать 300 градусов. Есть и более щадящие технологии, при которых температура не превышает 130 градусов. Но даже при ней многие полезные вещества все равно сгорают. Мы же решили делать масло при температуре не выше 40 градусов.
Атону Горяинову удалось найти в Сибирском крае производителей, пытавшихся делать масло из кедрового ореха с сохранением всех полезных свойств.
- Они это масло выжимали в деревянных прессах, чтобы орехи не соприкасались с железом. Понятно, что производство у них было очень маленькое, масла получалось столько, что его выгоднее было фасовать по пробиркам массой 50 г. Там же, в Сибири, мы нашли еще нескольких производителей масла из кедрового ореха, которые не имели никакого торгового брэнда, делали масло кустарным методом и продавали как лекарственное средство.
Пришлось обратиться к более традиционным технологиям. Одной из первоочередных задач "Диал-экспорта" было найти предприятие под производственные площади. Компания "Ароматы жизни" имела опыт работы с растительными маслами.
- Они выпускали недорогие масла для массового потребителя. Мы объяснили, что хотим делать масло более высокого качества, разливать его в хорошие бутылки и поставлять в магазины России и за границу.
Они согласились поделиться с нами опытом и предоставить часть производственных площадей. Технология, по которой мы в итоге решили делать масла, не наукоемкая, но довольно дорогостоящая. Необходимы большие прессы. Вначале мы использовали прессы весом от 50 тонн, потом решили поменять их на прессы по 150 тонн. Сложность заключается в том, что за один проход пресса выжимается всего от трех до пяти килограммов ореха. Причем надо точно подобрать диаметр поршня и другие размеры.
Если ошибиться в расчетах, то получится не масло, а каша. Мы долго экспериментировали, подбирали нужные параметры.
В итоге масло "Диал-экспорта" оказалось аналогично по составу тому, что продается в аптеках. Его точно так же можно пить по столовой ложке натощак в профилактических и оздоровительных целях. Однако компания все же видит своей задачей популяризацию нетрадиционных видов масел как продукта питания. Диаловскими маслами можно заправлять все виды салатов и даже, как на подсолнечном, можно жарить на них картошку. Правда, это и неполезно, и расточительно: витамины при жарке всегда разрушаются, а цена того же кедрового масла доходит до 1 тыс. руб. за бутылку.
При этом не все покупатели правильно реагируют на новый необычный вкус.
- То же льняное масло имеет горький привкус,- рассказал Атон Горяинов.- Бывали случаи, когда покупатели возвращали нам льняное масло, ссылаясь на то, что раз оно горькое, значит, испорчено. На самом деле горечь вызывают наиболее полезные вещества, содержащиеся в льняном масле,- омега-3 и омега-6, незаменимые жирные кислоты, которые, кроме горьковатого вкуса, еще и придают льняному маслу запах рыбьего жира.
В общем, нелегок путь к здоровой пище.
Капризы исходников
Изначально масло решено было делать в экспортной упаковке. Бутылки прозрачного стекла, которые годятся и на экспорт, нашли в Польше.
- У нас в стране нам не удалось найти бутылок хорошего качества, которые можно было бы заказывать малыми партиями, и составить из них линейку масел разных объемов,- рассказал Атон Юрьевич.
Прессы, фильтры и прочее оборудование покупали в России, Германии, Голландии, Бельгии. Вначале казалось все очень просто: пресс давит орехи, и получается масло. Однако в итоге шесть месяцев ушло только на согласование технологии с НИИ Академии наук. Чтобы запустить масло в продажу, НИИ должен был определитьжирокислотный состав и выдать заключение, что масло подлинное, что оно действительно содержит витамины и не содержит вредных веществ. Из вредных веществ маслу обычно угрожают окислы.
Чтобы отслеживать их содержание в масле, "Диал-экспорту" даже пришлось открыть на производстве собственную лабораторию.
Орехи и семечки - продукт капризный.
Прежде чем купить новую партию сырья, "Диал-экспорт" берет образец и отдает его в собственную лабораторию. Там сырье проверяют в первую очередь на кислотное и перекисное число. Оно очень часто бывает завышенным из-за неправильного хранения и сушки сырья. Сложнее всего приходится с тем сырьем, которое идет в производство очищенным. Например, грецкие орехи.
- Грецкие орехи мы закупаем очищенными: их отделяют от скорлупы наши поставщики перед самой отправкой сырья. Очищенные орехи надо успеть переработать в масло в течение недели после очистки, а они несколько дней к нам только едут, и два дня нам остается на переработку всей партии орехов. Если не успели - все, сырье становится непригодным, орех считается плесневелым, а перекисное число у такого ореха слишком высокое.
Окислы- главная проблема всех производителей любых видов масел. На нетрадиционные масла до сих пор нет никаких ГОСТов, и производители должны придерживаться ГОСТов, изначально созданных для подсолнечного масла и ставших впоследствии общими для всех видов растительных масел.
Вторая проблема после окислов - это стеарины и фосфолипиды. Они ГОСТами не запрещены, но из-за них масло становится непрозрачным. Стеарины и фосфолипиды очень коварны и умудряются проскакивать через фильтры в процессе производства. Затем они попросту выпадают в осадок. Любые попытки их слить вместе с осадком заканчиваются провалом - капризные вещества выпадают снова и снова. Избавиться от них можно только с помощью фильтрации.
Теоретически принцип работы фильтра чрезвычайно прост: он пропускает мелкие частицы и задерживает крупные. Стеарины и фосфолипиды - самые большие частицы, именно поэтому они и выпадают в осадок, особенно при охлаждении. А раз они больше других частиц по размеру, то, теоретически, их можноотфильтровать. Однако на практике фильтрация масла- один из самых сложных этапов производства. "Диал-экспорт" перепробовал множество дорогостоящих фильтров, прежде чем добился желаемого результата.
Из-за дороговизны нетрадиционного масла его обычно делают разбавленным. Однако "Диал-экспорт" поставил своей задачей делать неразбавленное масло без консервантов и ароматизаторов.
Совхозы и контракты
Несмотря на сезонность сырья, производство компании работает весь год равномерно.
- Мы закупаем сырье и если сразу не перерабатываем, то храним его у себя в хранилищах,- рассказывает Атон Юрьевич.- Иногда договариваемся о хранении у поставщика.
Бывает, что поставщики нас подводят. Например, в прошлом году мы с одним совхозом заключили договор на поставку льна. Они должны были сделать по графику семь поставок. Когда мы к ним в очередной раз приехали за льном, они нам спокойно сообщили, что пустили наш лен на посевную. И предложили подождать четыре месяца: дескать, лен вырастет, созреет, и они нам из нового урожая все отдадут.
Действительно, отдали, но мы все равно решили дел с ними больше не иметь.
Обиды на колхозников Атон не держит- говорит, жизнь у них сейчас трудная и их можно понять. Главное, лен все-таки отдали.
Но так везет не всегда. Например, однажды "Диал-экспорт" решил купить весы для грузовиков.
- Нам они нужны, чтобы взвешивать грузовики до и после разгрузки и знать, сколько разгрузили. Эти весы продавец не может привезти нам шестой месяц- по его словам, какую-то небольшую деталь для весов задержали на границе. Несколько месяцев назад мы залили под весы площадку, а весов все нет. Недавно надежда получить весы появилась у нас снова: их обещал нам другой продавец. Ему мы, как и первому, отдали предоплату. Вернет ли нам деньги первый поставщик, неизвестно.
Заключать договоры с магазинами оказалось тоже непросто.
- Когда мы начали предлагать свое масло магазинам, они считали, что никто не будет его покупать. Московские магазины не очень любят брать товар, который они не знают. Зато потом они удивлялись тому, как хорошо наше масло раскупалось. В одной из фирм, работающих с магазинами, например, нам сказали, что рассчитывали продать за месяц 50-60 бутылок, а продали 500.
За два с половиной года "Диал-экспорт" сумел завоевать доверие покупателей. Начал работать со многими сетевыми магазинами, однако расчет на дорогое исполнение продукта оправдался не полностью - объем продаж еще очень далек от желаемого. Даже в Москве покупатели охотно берут самое дешевое льняное масло, бутылка которого стоит всего 120 руб. На него приходится 40% оборота. А на долю более полезного, но дорогого кедрового в общем объеме продаж приходится всего 16%.
Не удалось пока наладить и экспорт масел за рубеж.
- Мы участвовали в одной-единственной зарубежной выставке, во Франции. Участвовать в таких выставках очень дорого, это могут себе позволить только самые крупные производители,- рассказал Атон Юрьевич.- На выставке мы заметили, что большинство представленных зарубежных компаний имели государственные стенды.
Когда мы пробовали предлагать наше масло заграничным дилерам, то столкнулись с тем обстоятельством, что в большинстве европейских стран сельское хозяйство пользуется государственными дотациями, а потому и масло у них получается дешевле нашего.
Единственное наше преимущество - это кедровое масло. В Европе кедры, из которых можно получить подобное масло, не растут.
Зато масло из грецкого ореха, из семян тыквы и некоторые другие виды масел европейские производители сами поставляют в Россию. Импортное масло сильно отличается от нашего. Как считает Атон, не в лучшую сторону.
- Если мы стараемся сделать полезное масло и сохранить в нем все витамины и лечебные вещества, то импортные производители делают упор на вкусовые качества. Масло у них получают из жареных семечек и орехов, часто оно бывает разбавлено другими растительными маслами. То есть витаминов и полезных веществ в таких маслах почти не сохраняется, но зато они очень вкусные.
Что же касается натурального отечественного масла, то оно вкус имеет специфический. Самый хороший вкус у дорогого кедрового масла, другие масла, по словам Атона, на вкус тоже неплохи, за исключением, как уже говорилось выше, льняного масла, которое горчит и имеет запах рыбьего жира.
С начала своей производственной деятельности "Диал-экспорт" выпускал масло из льна, тыквенных семечек, грецкого и кедрового ореха. Затем к производственной линейке добавились масла из амаранта и виноградных косточек. Масло из виноградных косточек делать довольно сложно - выход у него невысок, всего 6-7%. Для сравнения: тот же кедровый орех дает выход 30%. Виноградные косточки очень твердые, и из-за этого прессы очень быстро стираются. Самое сложное- это заготовить косточку и правильно ее просушить.
- Казалось бы, существует много винных заводов, которые эти виноградные косточки просто выбрасывают. Они готовы продать их за копейки. Но если отделенную виноградную косточку не высушить или не переработать в масло в течение нескольких дней, она заплесневеет, а специально сушить и сохранять косточки до нашего прихода на этот рынок никто не пробовал. Год назад одна из фирм-поставщиков взялась специально для нас заготавливать эти косточки.
Производство масла из виноградных косточек решили расположить в винодельческой зоне - в Ростове.
В дальнейшем "Диал-экспорт" планирует начать делать арахисовое, кунжутное и конопляное масло.
Оставшиеся после выжимки остатки кедровых и грецких орехов компания продает кондитерам, отходы от выжимки льна и семян тыквы идут на корм скоту. В дальнейшем планируется организовать собственное производство мюсли и халвы, чтобы остатки кедрового и грецкого ореха не продавать кондитерам, а использовать самим.
По словам Атона Горяинова, окупаемость его масленичного производства составит в лучшем случае семь лет. Но чего не сделаешь ради пользы и прогресса.
Источник: Газета «Бизнес» |
|
|
Зарегистрированных посетителей: 2754
|
|