По версии большинства участников рынка, 2014 год был нелегким, но со своими положительными сторонами. О том, какие основные факторы были присущи российскому масличному рынку, какие особенности наблюдались на нем, и с чем пришлось столкнуться операторам, согласился поделиться исполнительный директор Масложирового союза России Юрий Морозов.
- Юрий Николаевич, как бы Вы охарактеризовали 2014 год для масличного рынка России?
- 2014 год был сложным и противоречивым, однако сохранив в целом положительную динамику развития отрасли, которая пока держит удар от моментально меняющихся внутренних и внешних условий.
В целом, на прошедший год сильное влияние оказывал большой урожай масличных 2013 года, в том числе и переходящие запасы на 2014/15 МГ, который также был урожайным.
Относительно производства растительного масла в РФ, за 11 месяцев 2014 г. было произведено 4306,3 тыс. тонн, прирост 27,2% к прошлому году (за сентябрь-ноябрь производство масла значительно превысило прошлогодние показатели, прирост 19%). Также экспорт масла вырос на 55%, а жмыхов и шротов – на 32%.
В то же время, на рынке маргаринов и майонезов также наблюдалась положительная динамика. Производство маргариновой продукции и жиров за 11 месяцев 2014 г. составило 898,3 тыс. тонн (прирост 14,3% к прошлому году). А производство майонеза за этот же период составило 761,9 тыс. тонн (прирост 2,5% к прошлому году). Импорт маргарина и майонеза также растет, что характерно для сентября-октября последних 5 лет.
В течение всего 2014 г. потребительские цены внутри страны на подсолнечное масло и продукты его переработки в основном понижались, а вот цены на маргарин и майонез в конце года ускорили свой рост до 4,4-5,8% в годовом исчислении.
Кроме того, за истекший год мировые цены на растительные масла в большинстве случаев снижались: соевое масло – на 12,9%, подсолнечное – на 9,4%; рапсовое – на 18,4%; пальмовое – на 26%. Вместе с тем, курс доллара, который вырос в России в 2 раза с октября 2014 г., существенно осложнил для нас обстановку, впрочем, как и во всем АПК.
Также следует отметить, что довольно высоким остается импорт пальмового масла. Это вызывает определенное беспокойство в отношении потребительской корзины с точки зрения избыточного (почти в 2 раза) потребления насыщенных жирных кислот. При том, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует нам понижать потребление их не более чем на 10% от суточного рациона.
- Какие, на Ваш взгляд, особенности наблюдались на масличном рынке?
-В последнее время наблюдается тенденция снижения посевных площадей под подсолнечником. Также стоит отметить, что, несмотря на все большую зависимость российских аграриев от иностранного посевного материала, урожайность и масличность семян подсолнечника снижаются, и увеличивается лужистость, ввиду чего меняется жирно-кислотный состав масла.
Наши растениеводы, по оценкам экспертов, в этом сезоне только за семена подсолнечника переплачивают иностранным компаниям до 8 млрд. руб., при этом не имея принципиальных улучшений. Пора обратить внимание на семена отечественной селекции.
За последние 3 года наметилась положительная динамика прироста производственных мощностей по переработке масличных культур (примерно1-1,5 млн. тонн в год). Спрос на мировом рынке на нашу продукцию стабильно растет. Внутри страны появилась тенденция здорового питания, которая ведет к увеличению спроса на наши растительные масла.
Увеличивается доля производства подсолнечника в Приволжском и Центральном федеральном округах (лидер Саратовская область). Увеличение перерабатывающих мощностей МЭЗов в этих регионах России ведет к балансу цен на масличную по всей России.
Меняется структура потоков движения семян и масла в России и за рубеж.
- В 2014 году в РФ в эксплуатацию были введены новые предприятия по переработке масличной общей мощностью более 8500 т/сут. Как данный факт повлияет на конкуренцию между переработчиками? Какие последствия это может иметь?
- Да, в первом приближении конкуренция среди переработчиков увеличилась. По моему мнению, она простимулирует растениеводов заниматься производством масличных культур тех российских сортов, которые имеют короткий период вегетации, максимальное содержание линолевой кислоты: высокоолеинового, высокотокоферольного, высокостеаринового, с низкой активностью липазы. Также будут востребованы сорта с большим содержанием протеина (высокобелковые) и с минимальным процентным содержанием лузги. Относительно сои, нам нужны сорта с высоким содержанием протеина, без генной модификации, с масличностью до 22-24%.
Масло рапса найдст свою нишу не только в экспорте, но и в структуре потребления внутри страны.
Мы недобираем в структуре потребления, по подсчстам экспертов, 7-8 кг на душу населения масел (с балансированным содержанием поли- и мононенасыщенных жирных кислот). Большая перспектива у семейства капустных культур, масличного льна, овса.
Также стоит обратить внимание на выход масла из собранного урожая маслосемян с гектара посевов с целью получения оценки эффективности производства масличных культур в стране.
- По Вашему мнению, какие факторы в 2014 году влияли на ценообразование маслосырья и продуктов переработки?
- Основным фактором былмировой понижающий тренд цен на масла и нефть. Также стоимость посевного материала, объем урожая (меньше, чем в 2013 году), рост стоимости удобрений, топлива, электроэнергии, уменьшенная масличность (повышенная лужистость) маслосемян. Нестабильность курса рубля также существенно влияла на ценообразование. Еще нерациональное, хаотичное размещение производственных мощностей и сырьевой базы, в отрыве от зон потребления. Отсутствие системной государственной поддержки развития нашей отрасли и определения для нас «госзаказа»: что государство хочет от нас для населения (здоровое питание), по снабжению кормами (в первую очередь корма для животноводства, для аквакультуры, в том числе и на экспорт), развитие производства растительного белка. Это влияет на то, что нет определенности с производством сырья и «плывут» отношения с растениеводами.
- Как повлиял активный спрос на продукты переработки, который наблюдался в первой половине 2014 года, на рентабельность предприятий? Позволил ли данный факт увеличить маржу в сравнении с 2013 годом, и насколько?
- Спрос был стабильным как внутри страны, так и на экспортном рынке в течение 11 месяцев 2014 года (это обусловливал высокий урожай 2013 года). Резкий (с октября 2014 года) рост цен на сырье был шоком для предприятий. Можно ли говорить о росте маржи по отрасли – наверное, она не уменьшилась, но это «средняя температура по больнице». Если мощности растут, значит, частный капитал просчитал окупаемость привлеченных ресурсов. Могу сказать одно, что за последние 3-4 года стабильно растст в отрасли процент заемных средств и падает объем собственных средств, вкладываемых в развитие. После октября 2014 года о прогнозах, наверное, говорить пока еще рано.
- Юрий Николаевич, наблюдалось ли расширение географии продаж в 2014 году? Подскажите, пожалуйста, отобразилось ли как-то исключение России из GSP и повышение ввозных пошлин на основные виды масел в страны ЕС в целом на рынке масличных?
- Перечень стран принципиально не изменился. Идст перераспределение и увеличение объсма поставок масла по странам. Есть акцент в поставках на страны Персидского залива, азиатские страны.
Конечно, повышение ввозных пошлин для России в европейские страны в 2 раза и снижение для Украины было для нас неприятным моментом. Происходит переориентация потоков в Северную Африку и Азию.
- С начала сезона-2014/15, к сожалению, некоторые предприятия по переработке не приступили к работам, а те, которые запустились, в ближайшей перспективе могут остановить переработку ввиду дефицита предложения масличного сырья. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию? Как это отразится на масложировом рынке и на ценовой ситуации в целом?
- Тенденция тревожная. При отсутствии дефицита произошел рост стоимости сырья почти в 2 раза. Рост стоимости удобрений оценивается на уровне 60%. Рост стоимости услуг естественных монополий (с государственной долей в капитале (газ, электроэнергия, тепло, ж/д тарифы)), рост стоимости посевного материала, что в значительной степени влияет на конкурентоспособность отрасли. В любом случае компромисс на сегодня между владельцами маслосемян и переработчиками будет найден. Не обойдется, наверное, и без банкротств. Я думаю, что в основном урожай 2014 года будет переработан в России. Вопросы, связанные с продовольственной безопасностью (необходимо вести расчст показателей безопасности от потребления отечественных масел, а не от ресурсов как сейчас) и необходимостью оставлять дополнительную прибавочную стоимость внутри страны от переработки сырья, будут на основе разумного компромисса решены. Также мы полностью зависим от иностранного оборудования и запасных частей.
- Расскажите, пожалуйста, как на сегодняшний день в целом складывается ситуация на рынке сырья и продуктов переработки как внутри страны, так и на экспортном рынке? Как отобразится на рынке снижение валового сбора в сравнении с прогнозными данными?
- Необходимо обеспечить потребность внутри страны по количеству и ассортименту отечественных масел, а после этого решать вопрос об объеме экспорта масла. Поэтому отрасль остро нуждается в системной государственной поддержке (не меньше, чем животноводы и птицеводы, о чем мы хорошо знаем), в том числе и в вопросах регулирования, оптимизации, гармонизации технических регламентов, стандартов, которые с 2018 года резко снизят возможность использовать отечественные растительные масла в масложировом производстве (в первую очередь подсолнечное).
Прогноз и программа развития нашей отрасли, разработанная Минсельхозом России (утверждена в мае 2014 года) на период до 2016 года, выполняются.
- Сможет ли Россия в 2015 году удержать свои позиции по экспорту подсолнечного масла? Какие меры необходимо для этого предпринять?
- Прежде всего, нам нужно эффективно провести сев 2015 года. Для этого необходимо решить вопрос стоимости семян и их характеристик, которые обеспечат достойный урожай, нужную масличность, конкурентоспособный жирно-кислотный и аминокислотный состав, востребованный в стране и в мире. Урожай нужен не менее 16-17 млн. тонн по всем видам масличных, при этом он должен быть конкурентоспособным.
Думаю, что Россия в 2015 году останется среди лидеров по экспорту растительных масел. Самое главное – не мешать работать непродуманными решениями. Участникам рынка АПК важна стабильность со стороны государства в вопросах поддержки: оптимизация и уменьшение налогообложения, необходимые преференции, защита внутреннего рынка и поддержка на внешних рынках.
Хотелось бы, чтобы было принято решение о реальной поддержке сектора АПК, а не поддержке банковской системы в виде субсидирования процентной ставки по кредитам (т.е. более 60% выделенных средств из бюджета России для АПК уходит банкам). Россия может кормить более 1 млрд. людей во всем мире и быть востребованной страной на внешних рынках.
- И в завершение беседы чего Вы пожелаете участникам рынка в 2015 году?
- Хорошей погоды для получения хорошего урожая и доступности финансовых ресурсов.
Справка
Масложировой союз России создан в 1998 году, свою уставную деятельность осуществляет с конца 1999 года. В состав союза входят более 50 предприятий масложировой и смежных с ней отраслей экономики, на долю которых приходится около 80% объемов производства растительных масел и продуктов их переработки. Среди них такие как: холдинг «Солнечные продукты», ОАО «ЭФКО», агрохолдинг «Юг Руси», группа предприятий ОАО «Нижегородский масложировой комбинат», ГК «Содружество», Всероссийский НИИ жиров, Всероссийский НИИ масличных культур, «Каргилл», «БУНГЕ», предприятия «Кернела», Кубанский политехнический университет, промышленная группа «Петросоюз», аграрно-индустриальная корпорация «Астон» и др.
Источник: Аpk-inform.com |