Масличный лен еще не получил достаточной популярности у аграриев, но может стать альтернативной культурой для подсолнечника, подтверждением чему является стабильный спрос на рынке и привлекательная доходность семян. Об этом говорится в статье руководителя центра стратегических исследований АПК Сумского национального аграрного университета Александра Маслака, опубликованной на сайте "Агробизнес Сегодня".
Преимущества. Масличный лен является культурой, альтернативной яровому рапсу - по размещению в севообороте, а по потреблению может заменить подсолнечник. По оценке эксперта, лен можно выращивать в разных регионах Украины, он не уступает по прибыльности другим масличным культурам и выступает значительно более лучшим предшественником. Преимуществами выращивания льна масличного является, во-первых, его засухоустойчивость, что дает возможность получать ежегодный урожай от 12 до 25 ц/га. Во-вторых, короткий вегетационный период (80-105 дней), что позволяет собирать лен в конце июля, и как результат – он выступает одним из лучших предшественников для озимых зерновых культур. В-третьих, устойчивость к неблагоприятным погодным и климатическим условиям, в частности, всходы устойчивы к весенним заморозкам, а сама культура - к осыпанию семян и полеганию.
К тому же, масличный лсн имеет простую технологию выращивания, не требует применения инсектицидов, неприхотлив к плодородию почв и может выращиваться без применения удобрений; может использоваться как страховая культура для пересева озимых зерновых культур.
Результаты выращивания. Производство льна масличного в Украине имеет тенденцию к уменьшению, несмотря на то, что существует экспортный спрос на семена льна около 40 тыс. т ежегодно. В 2014 г. под посевами этой культуры было задействовано 34,4 тыс. га – в основном в Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Херсонской областях. Хотя за последние годы резко изменились климатические условия в сторону потепления, благодаря чему выращивания льна масличного становится очень актуальным, особенно в южных и восточных областях Украины.
По объему производства масличных культур лен занимает пятое место, уступая рапсу, сое, подсолнечнику и горчице. При соблюдении технологии выращивания культуры урожайность масличного льна может превышать 20 ц/га. Однако фактически показатели выращивания масличного льна значительно ниже. За последнее десятилетие высокий уровень урожайности достигнут в 2006 г. - 12 ц/га, тогда как в 2007 г. она составляла 4,7 ц/га. Существенные изменения за определенный период имели и площади выращивания культуры. Если в 2008 г. урожай собирали с площади 24 тыс. га, то в 2011 г. она составляла 58,7 тыс., что на 39% превышает среднегодовые показатели за последние 10 лет.
Вместе с тем, в Украине на протяжении последних трех сезонов наблюдается уменьшение валового сбора семян льна, что обусловлено сокращением посевных площадей, которые в 2014 г. стали меньше на 10%. Кроме того, повысилась урожайность. По данным аналитиков рынка, в 2014/15 МГ урожай масличного льна составлял 300 тыс. т, что на 20% больше по сравнению с прошлым сезоном. Доминирующее производство масличного льна сосредоточено в сельскохозяйственных предприятиях. Доля хозяйств населения в структуре производства этих семян за последние годы колебалась от 3 до 5%.
Спрос и предложение. Широкое применение семян льна и масла из него обусловливает спрос на эту продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Из семян льна производят высококачественное быстросохнущее техническое масло, которое широко используется для изготовления натуральной олифы, лаков, эмалей, высококачественных красок, линолеума, антикоррозионных покрытий, мыла, замазок, клеенок и т.п. Используют льняное масло и как пищевой продукт. Исследованиями последних лет выявлены чрезвычайные лекарственные свойства льняного масла. Продукты переработки семян льна, а именно жмых и шрот, являются очень ценным кормом для скота.
На внутреннем рынке наблюдается соответствие спроса и предложения семян масличного льна. На это влияет то, что не все масложировые комбинаты занимаются переработкой семян льна. Для осуществления переработки таких семян нужно сформировать соответствующие запасы сырья для обеспечения непрерывной работы технологических линий. При этом следует учитывать, что отдельные перерабатывающие предприятия в середине сезона временно или полностью отказываются от переработки масличного льна. К тому же, перерабатывающий завод в Донецке, специализировавшийся на таких семенах, приостановил свою деятельность из-за военных действий в регионе.
Лен масличный относится к экспортным культурам, внутренняя его переработка незначительна. Ежегодно экспортируется более 30 тыс. т этих семян. Основными покупателями украинского льна являются Бельгия, Польша, Литва, Германия, Италия.
Обеспечение перерабатывающих предприятий масляным льном имеет свою специфику. Наибольшая торговая активность на рынке наблюдалась в августе-сентябре, в период после уборки культуры. Именно в это время происходит продажа основных товарных объемов продукции. В середине сезона товарные семена поступают на рынок в ограниченном количестве, в основном это партии объемом до 10 т, которые мало интересны покупателям. Экспортно-ориентированные компании готовы осуществлять закупку семян льна по максимальным ценам, однако на рынке сформировался дефицит крупнотоннажных партий семян соответствующего качества.
Реализация выращенного урожая проводится с собственных складов производителей. Элеваторы Украины не принимают масличного льна на хранение из-за незначительных объемов и необходимости существенной доработки семян. Товарные партии этой продукции должны соответствовать: влажности до 9%, мусорным примесям - 2%, масляной примесям - 4%, уровню маслянистости – не менее 35% и не иметь пораженность вредителями, что удается достичь при дополнительной очистке и сушке. К тому же, отправка продукции на экспорт требует ее фасовки в мешки или биг-беги, а большинство элеваторов не имеют необходимого для этого оборудования.
Эффективность. В основе эффективности производства продукции является цена реализации и ее себестоимость. В 2014/15 МГ цены на семена льна имели значительные колебания. Если в начале сезона такие семена закупали по 4 тыс. грн./т, то в начале февраля его стоимость повысилась до 10 тыс. грн. – за счст обесценивания гривны. Вместе с тем, такие цены превышают стоимость других масличных семян (1 т подсолнечника - 7,6 тыс. грн., сои - 8 тыс. грн.). В общем, резюмирует аналитик, ценовая ситуация на внутреннем рынке устраивает производителей, что положительно влияет на конечные результаты хозяйствования.
При этом он отмечает, что лен не требует больших средств, его выращивание обходится в 1,3-1,5 раз дешевле производства подсолнечника. Так, в 2014 г. производственные затраты на 1 га масличного льна при соблюдении технологии составляли около 5,5-6,0 тыс. грн.
Таким образом, в текущем сезоне, при цене товарных семян в среднем на уровне 8 тыс. грн./т, общих расходов при выращивании этой культуры в 6 тыс. грн./га, учитывая урожайность 15 ц/га, прибыль от хозяйственной деятельности составит 6 тыс. грн./га, а рентабельность будет достигать 100%.
Выводы и перспективы. Лен масличный можно выращивать во всех почвенно-климатических зонах Украины. Если раньше основные его посевы были сосредоточены в южных и восточных областях, то сейчас они распространены в центральных регионах, в Лесостепной зоне и даже Полесье.
Эксперт отмечает, что Украина имеет развитую селекцию в семеноводстве льна. Селекционерами Института масличных культур создан конвейер сортов по разным периодам вегетации, характеризующихся высоким содержанием масла (47-50%), высокой потенциальной урожайностью (2,0-2,5 т/га) и повышенным содержанием линоленовой кислоты, что дает возможность использовать льняное масло в технических целях.
Вместе с тем, существуют сдерживающие факторы развития производства льна масличного. При экспорте маслосемян в Украине существует вывозная пошлина. Как сообщает А. Маслак, по мнению аналитиков, отмены пошлины на экспорт семян льна дало бы возможность аграриям выгодно продавать его по мировым ценам и, вместе с тем, обновлять основные средства, закупать качественные семена и, соответственно, увеличивать объемы производства. Основными конкурентами украинского льна на мировом рынке являются Россия и Казахстан, при этом производители семян льна этих стран более конкурентоспособны благодаря программам господдержке в форме дотаций и отсутствии экспортной пошлины. Кроме того, эти страны имеют собственные энергетические ресурсы, поэтому цены на горючее, минудобрения и горюче-смазочные материалы ниже отечественных, что, соответственно, также уменьшает себестоимость выращенной продукции.
Зерно дешевеет. За последнюю неделю стоимость тонны упала на 50-100 руб. Однако президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский не считает такие темпы очень высокими. Производителей больше беспокоят импорт семян и кредиты. Об этом глава союза рассказал каналу Вести24.
Аркадий Злочевский: Чтобы провести весенний сев на уровне прошлого года, нужно 370 млрд руб.
Аркадий Леонидович, главная тема у всех на слуху. Это ситуация с ценами на зерно, ситуация с экспортом, с интервенционным фондом. Главная задача государства — это сделать так, чтобы и излишек не остался, и при этом чтобы голодными россияне не остались. Допустим, у нас урожай был рекордный — 105 млн т в прошлом году, но 80 млн т — это внутренние потребности. Я так понимаю, 25 млн т мы можем на экспорт продать. Как вы считаете, насколько государство справляется со своей задачей, регулирует цены?
— Не очень правильные цифры, которыми вы апеллируете.
— Это цифры экспертов.
— Урожай, по данным Росстата, — 103 т и 8 т, максимум 71 т — потребления. При этом еще 14,5 млн т у нас оставалось с прошлого сезона переходящих запасов. Их тоже надо учитывать. И в случае, если бы экспортировали в этом сезоне 32,5 млн т — таков был план изначально, у нас бы запасы увеличились на конец сезона на 2 млн т с 14 до 16 т.
Сейчас в результате недовывоза от ограничений экспорта, а мы явно недовывезем 32 млн т, у нас запасы будут выше 20 млн т. А это очень много. По данным, по рекомендациям ФАО — Международной продовольственной организации при ООН, запасы надо иметь на уровне 17% от потребления. Для России это получается 11 млн т.
— Чем это грозит? Это плохо, что у нас большие запасы?
— Ни о каком дефиците речь идти не может в принципе. Плохо это тем, что излишки давят на рынок и снижают цены на зерно. При этом не снижая цен на продовольственные ресурсы. Продовольствие продолжает расти. За последнюю неделю цены на зерно подешевели на 50, 100 руб., до 140 руб., в зависимости от региона за неделю. Это, конечно, не супервысокие темпы, но достаточное снижение цен уже произошедшее, де-факто.
— Но этого же и хотели добиться...
— Зачем хотели добиться снижения цен на зерно — самый главный вопрос? Это же никак не влияет на цены на прилавке. Вот в чем проблема.
— Объясните, как не влияет?
— Я вам приведу примеры в ценах. Вы поймете, как это работает. В прошлом сезоне средняя цена за сезон на зерновые ресурсы на территории страны составляла 9, 5, 10 тыс. руб./т. К 1 июля прошлого года к началу сезона в связи с большим урожаем цены обвалились на 40%, и мы стартовали сезон с 7 тыс. руб./т. Затем правительство вдруг испугалось 50% роста, но по отношению к 7 тыс. руб. Мы выросли до 11 тыс. руб./т. У нас цены с 10 до 11 с прошлого сезона до нынешнего сезона выросли. При этом чего испугалось правительство, непонятно. Когда цены обвалились до 7 тыс. руб. на старте сезона, цены на продовольственные ресурсы не упали ни на копейку вообще.
— Это не к производителям зерна вопрос?
— Абсолютно. Вопрос не к зерновикам. И то, что у нас росли на 50% цены, так они после обвала стартанули на 50%. Об этом и речь. Сегодня они 11 тыс. руб./т всего лишь. При этом, посмотрите, насколько выросли продовольственные ресурсы сейчас уже?
— Инфляция.
— Понимаете, да?
— Да. Серьезные цифры.
— Мы проходили эту историю, есть исторический опыт. Например, в 2008 г. цены на зерно в Российской Федерации составляли 9,5 тыс. руб./т, а в 2009 они обвалились до 3 тыс. руб./т. При этом цена на хлеб не упала ни на копейку в 2009 г. Она только росла.
— То есть вы считаете, что введение экспортных пошлин не скажется на ценах?
— Это никак не скажется на продовольственных ресурсах. Я понимаю опасения правительства в отношении стоимости продовольственных товаров. Это вещь социально значимая, и, безусловно, об этом надо беспокоиться. Только регулирование зернового рынка не влияет на стоимость продовольствия никак. Мы занимаем с буханки хлеба. Наша стоимостная доля в прошлом сезона при ценах в 10 тыс. руб. составляла 17% в стоимости буханки стоимость зерна. Вот и все затраты. А оттого, что мы с 10 до 11 руб. выросли, это вообще на цене хлеба не сказалось.
Аркадий Злочевский:
«Регулирование зернового рынка не влияет
на стоимость продовольствия никак»
— Производители макаронных изделий, ряд производителей, ссылаются как раз на рост цен на зерно.
— Они лукавят. Как правило, лукавят, потому что ссылаются они в объемных долях использования. Даже не зерновых ресурсов, а муки, и всегда вкладывают туда и стоимость доставки, логистических процедур, и прочих, прочих вещей, которые никакого отношения к стоимости зерна не имеют и формируются отдельно от стоимости зерна. Нельзя считать со стоимостью доставки до ворот потребителя. А зерновики никак не могут повлиять на стоимость энергоресурсов, топлива, стоимость перевозок и прочих вещей.
— Что дальше будет со стоимостью зерна
— Пока оно будет снижаться, естественно, в условиях ограничения на экспорт. И, к сожалению, это снижает стимулы под весенним севом, стимулы под закладкой будущего урожая. Мы просто будем терять технологичность, а это скажется на зависимости производственных показателей от погодных условий. Чем ниже технологичность, тем больше мы зависим от погоды. Поэтому будем молиться господу богу, чтобы с погодкой повезло и урожай был.
— Вы уже говорили о том, что подготовка к севу уже началась и что это будет дороже на 40%, чем в прошлом году. За счет чего?
— Да, это уже расчеты показывают, как минимум на 40% нам обойдется сев дороже, чем в прошлом году весенний сев.
— За счет каких составляющих?
— Целый комплекс факторов. Это стоимость ресурсов, в первую очередь удобрения, средства защиты, масса всего, топливо и все, что необходимо, для того чтобы получить урожай. Это все резко выросло после обвала рубля. Многие ресурсы просто привязаны напрямую к доллару и к валютной стоимости, импортозависимо по целым направлениям, семена например. Мы на 80% семян кукурузы или подсолнечника импортируем. Даже рожь у нас уже импортная, зачастую германскую генетику используем в семенах.
— Почему, а где свои семена?
— А потому, что работают лучше. Отечественная генетика дает показатели не самого лучшего уровня с точки зрения экономики. Поэтому используем импортные семена зачастую. По сахарной свекле огромная зависимость по импорту семян и так далее. Естественно, импорт весь формируется в валютной стоимости. Средства защиты все делаются на территории Российской Федерации, но из импортных действующих веществ.
— Денег хватит на посевную?
— Этот вопрос надо решать срочно и оперативно. Если упустим время, то, естественно, упустим и погодные окна, которые формируются не нами. А доступность финансовых ресурсов крайне низка. Но сейчас вышло постановление правительства по субсидированию краткосрочных кредитов. Из 35 млрд 18 млрд распределяется на растениеводство. Это может помочь по уровню ставки в том случае, если кредиты будут доступные.
Но мы сильно боимся, что мы придем к банкиру, скажем — вот субсидия есть, дай денег, а он скажет — а у тебя нормативы не соответствуют, залогов не хватает и так далее, и откажет. То есть субсидия-то помогает, только она компенсирует, делает ставку доступной, поскольку сейчас крайне недоступная стоимость самих кредитов. Но субсидия не облегчает доступ к кредиту, а у нас крайне затрудненный доступ.
— Вы подсчитывали, сколько не хватает?
— Да, в общей сложности нам требуется, по нашим расчетам, 370 млрд руб. на то, чтобы провести весенний сев на уровне прошлого года. Конечно, этих 370 млрд руб. мало, уже как сложится. Кто пойдет навстречу, кто из банкиров даст? Кто-то на своих деньгах, естественно, сработает. Есть у нас производители, которые вообще не пользуются кредитными ресурсами. Ну а деньги стали явно менее существенные, менее доступные. И это риск, это риск...
— Животноводы говорят о том, что большая ошибка то, что правительство не обложило дополнительной пошлиной ячмень, например. Мы пшеницу обложили пошлиной, а ячмень у нас продолжает вывозиться. Это основной рацион для животноводческих ферм.
— Но это не совсем так. Это не основной, это один из рационов. Потому что животных кормят и пшеницей, и ячменем, и кукурузой, и рожью кормят, и бог знает чем только не кормят. Чем подешевле, грубо говоря, тем и кормят. То, что не обложили ячмень, вопрос встает — а вы готовы платить достойную цену на внутреннем рынке для ячменя? Ведь можно не вывозить ничего, равно как, например, не вывозятся маслосемена. Потому что внутренние переработчики за них платят цену выше мировой. Поэтому просто невыгодно, не везут на мировой рынок, потому что невыгодно везти.
Мы не в том сегменте боремся с ценами, вот и все. И животноводы, их расчеты сами показывают, что они выдерживают цену фуража в 14-15 тыс. руб./т по своей экономике. Это у них проходная цена. А она сегодня, мы же говорим об 11 тыс. руб. на пшеницу третьего класса, а не на фуражное зерно. А ячмень-то дешевле, существенно дешевле, и продолжает вывозиться, будучи не ограниченным никак. Его используют на фуражные цели, потому что он дешевле пшеницы. Если он будет стоить дороже пшеницы, значит, будут пшеницу просто класть в рацион, и все.
— Минсельхоз выступил с такими печальными вестями: они обследовали земли, оказалось, что в неудовлетворительном состоянии находятся около 30% озимых в Центральном и Южном федеральных округах. С чем это связано? Почему вдруг такая цифра?
— Не надо сильно пугать. А минсельхозовские цифры составляют 3,6 млн га. Это то, что Минсельхоз называет «в плачевном состоянии». При этом из общего количества 16,8 млн га.
То, что большие площади получились в рисковой зоне, — это нормально, поскольку и больше площадей самих озимых. Но к тому же это не все погибшие площади. Это то, что в зоне риска находится. Там часть всходов не взошла, и они имеют шансы взойти по весне, если будет достаточно влагозапаса. Тот же Госгидромет дает цифру в 1 720 000 га, а это среднестатистический показатель. Мы в среднем 1,5-2 млн га списываем по весне из озимого сева каждый год. Это средний показатель, это в историческом разрезе.
— То есть урожай не под угрозой?
— Ничего смертельного в этом нет. Все будет зависеть от того, как весной отсеемся. Вот будет хватать денег и ресурсов на то, чтобы пересеять погибшие озимые, вообще ничего страшного не произойдет.
Источник: rostovprodukt |