Сегодня мы беседуем о подсолнечнике с представителем аграрного сообщества, депутатом комитета по агропродовольственной политике Законодательного собрания Ульяновской области Кантемировым Русланом Фаридовичем.
- Руслан Фаридович, расскажите, пожалуйста, «новейшую историю» развития подсолнечниководства в Ульяновской области.
- Площади под подсолнечником в последние десятилетие в Ульяновской области стремительно выросли с 80 до 230 тысяч га. Причина, которая обусловила это – высокая маржинальность культуры и стабильность ее спроса. Ведь производить надо то, что продается. С зерновыми из-за стагнирующего животноводства мы наблюдаем качели ценовых колебаний: то вверх, то резко вниз. Масличные культуры, и прежде всего подсолнечник, первые начали активно утекать на экспорт, что спровоцировало развитие переработки – только в Поволжье были построены и реконструированы более 20 крупных МЭЗов.
Климат тоже влияет на развитие подсолнечника. Если в 70-80е годы прошлого века северная граница выращивания этой культуры была примерно по центру Ульяновской области в пределах Тепреньгульского и Кузоватовского районов, то сегодня его выращивают все районы области и даже наш северный сосед – Татарстан активно расширяет площади под подсолнечник. Появились ультраранние гибриды, вызревающие при нашем достаточно ограниченном уровне ФАР.
Вот мы и пришли к тому, что подсолнечник занял недопустимо высокую долю в структуре посевов. По ряду мунициапальных образований мы подошли к тому, что до 50% севооборота крестьяне начали занимать этой маржинальной культурой. Все знают о негативных последствиях этой политике, тем не менее, рынок диктует свое – это факт. Общаюсь со всеми фермерами, спрашиваю: «Ты ж не первый день работаешь, зачем живешь по принципу «после нас хоть потоп»? Мне отвечают: «Руслан, от безысходности! Если не вырвусь сейчас из кредитной кабалы, то боюсь, что совсем утону…»
Ролью подсолнечника за период 2012-2017 год и стало такое вытягивание хозяйств в плюс. Уменьшение кредитной нагрузки. Модернизация, которая два десятилетия откладывалась из года в год. Ведь как у нас говорят: «Зерно на жизнь – на закрытие потребностей, подсолнечник – на инвестиции». И слава Всевышнему, ведь каждое пятое хозяйство перешло на трехполку: озимая пшеница-подсолнечник-чистый пар, что просто недопустимо даже в среднесрочной перспективе. Ведь вносится удобрений у нас чрезвычайно мало. Как и многие регионы мы начали пытаться ограничивать площади под подсолнечником – от рекомендательных мер, до санкционных – отмена любых субсидий на выращивание масличного доминатора. Звучали даже предложения по дополнительному налогообложению площадей под подсолнечник в местный бюджет. Так и было до 2017го года, который многих охладил. В «семечку» ударились инвесторы из многих отраслей. Строители, банкиры, предприниматели – увидевшие немыслимые 200% рентабельности кинулись распахивать залежные земли и сеять американские гибриды.
- Расскажите, как обстоит ситуация с уборкой подсолнечника в Ульяновской области? Ведь 2017-й год называют «катастрофичным» для подсолнечника.
- 2017-й год стал таким же нетипичным годом, как и 2010-й. Столько воды мы не видели, кажется никогда! По уровню осадков Ульяновская область стала в один уровень с Европейскими странами. Крестьяне моментально увидели урожаи зерновых 50 центнеров плюс! А вот для подсолнечника не хватило, конечно, солнца. Зацвел он активно на месяц позже – уже в августе. Соответственно, созревание сместилось на октябрь. И прошли дожди до декабря. Потом снег… Вот и убираем его, горемычного, в январе. Птицы, мыши, кабаны – все помогают с уборкой. Кроме погоды.
Охотники любят фермеров – столько зверья питается на подсолнечнике: кабаны, косули, тетерева. Один мне рассказывал: «Смотрю в тепловизор (специальный оптический прибор, реагирующий на живые организмы) на подсолнечниковое поле, а шляпки все красные и шевелятся. Это мыши и птицы – залезают на корзинку – и пируют.» Весной может так получиться, что и молотить будет нечего.
Рентабельность культуры упала до рекордного уровня. Хорошо считается, если получить хоть незначительный плюс. Точку безубыточности по текущим уровням цен (17-18 руб.) мы оцениваем в 10-12 ц/га, ведь надо досушивать семечку, чтобы довести ее до кондиций, а это большие затраты. На конец 2017 года было убрано 70% посевных площадей. Несколько погожих январских деньков дали еще 10%. Часть подсолнечника останется на весну. Это позитивно, но это данность.
- Ваше мнение, как специалиста, о культуре возделывания подсолнечника, - какие перспективы, новые технологии, самые популярные и перспективные сорта.
- Я много общаюсь не только с российскими специалистами, но и американцами, европейцами. Для них подсолнечник является далеко не стратегической культурой. Соя и кукуруза – вот куда надо идти. Вы знаете, например, что подсолнечниковое масло – одно из самых нестабильных при нагревании. Его нежелательно использовать при жарке – концерогенов много накапливается. По полезности тоже: льняное, рыжиковое и ряд других – далеко впереди подсолнечникового.
Считаю, что точка пика увлеченности подсолнечником пройдена в 2017м. Многие фермеры начинают диверсифицировать севообороты на другие масличные: лен, рапс и др. Что касается культуры возделывания – здесь тоже целое поле для совершенствования. Средняя урожайность по области 10-12 ц/га, в то же время ведущие хозяйства, использующие все необходимые агротехнические приемы получают 20-30 ц/га. Давайте в цифрах разложим это на примере одного из хозяйств ООО «Хлебороб» Ульяновского района. Там Камиль Бурганович Идиатуллов практически не снижает планку по урожайности подсолнечника ниже 25 ц/га. Правда, у него небольшое хозяйство, но 200-300 га он стабильно сеет.
Если бы вся область приблизилась к показателям Идиатуллова, а для этого много не надо – вкладывай и соблюдай технологию, то цифра бы получилась красивая. При среднеобластной урожайности 2 т/га область в лице фермеров получит дополнительно (!) 3 – 3,5 млр.рублей. Еще раз подчеркну – дополнительно! Это фактически в 2 раза выше всей господдержки. Вот в этом направлении и надо двигаться. Это технология. Как говорил глава Татарстана на коллегии РТ, куда нас тоже приглашают: «Агротехнология не терпит демократии. Тут должен быть диктат. Диктат технологии». Конечно надо соблюдать все элементы агротехники: правильно подобранные гибриды, подготовка почвы, посев в сроки, подкормки, в том числе борсодержащими компонентами, десикация, уборка специальными жатками. Здесь секрета нет. Но тогда в типичный год вы получите не 12, а 25 ц/га!
Сорта и гибриды отдельно выделять не буду. В Новоспасском районе мы испытываем регулярно до 60 различных гибридов. Каждый год данные разнятся. Но гибриды выигрывают при неблагоприятных условиях. Сортовые посевы выигрывают, зачастую, в экономике. Пока, а отличие от американцев, полностью перейти на гибриды область не готова. Честно говоря, в этом есть еще и элемент продовольственной безопасности. Зависимость по химии и гибридам у нас сейчас чрезвычайно высока.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются производители подсолнечника в Ульяновской области: погодные условия, вредители, болезни. Как решаются проблемы.
•Проблемы производителей подсолнечника в Ульяновской области те же, что и в других регионах. Это погода – хочется же, чтобы весной после посева пошел дождь, потом солнце. Технология нивелирует погодные аномалии. С 2017 года мы поняли, что фунгицидная составляющая в затратах стала стабильно расти. Мы пришли к тому, что СЗРы – это просто необходимость. Иначе грибы и гнили станут нашим бичом.
•На юге области появилась заразиха. Это тоже будущая большая проблема, которая является следствием безконтрольного и даже безмерного посева масличной культуры. Надо менять структуру, увеличивая растения-провокаторы (кукурузу). Надо сеять гибриды с расами, устойчивыми к заразихе.
•Надо грамотно вносить в почву то, что выносится подсолнечником. Надо более активно работать над раскислением почвы. Надо вносить удобрения. Много надо! Для этого уже несколько лет мы активно учимся друг у друга. Выпускаем методические пособия с учетом опыта успешных хозяйств.
Ну а в целом, если в структуре посевных площадей подсолнечник выйдет на уровень 10% (а не как сейчас более 20%) - это будет правильным во всех отношениях.
- Какие научные изыскания проводятся по подсолнечнику. Подсолнечник будущего — каким он будет?
- Научные изыскания по подсоленечнику мы проводим про методу сортовых испытаний. Это не фундаментально. Много работы проводится крупными мировыми корпорациями Сингента, Дюпон Пионер, Майсодур, Байер и др.
Они заинтересованы в нашем рынке. Он стабильно растет. Растет и потребление растительного масла, как на пищевые цели, так и для промышленности. Причем во всем мире. Но я, все же, сторонник ограничения увлеченности подсолнечником. Рынок пока диктует.
Я сторонник того, чтобы мы на законодательном уровне реабилитировали традиционную для нашей зоны культуру – коноплю. Сорта масличной безканабиноидной конопли – это был бы большой шаг к стабильности агропромышленного комплекса нашей страны. Это огромный потенциал развития всей страны. Но это уже другая история!
С Русланом Кантемировым беседовала Анна Медведева.
Источник: agroxxi.ru |