17 мая в пресс-центре издательского дома «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция «Трансжиры: полезны экономике, но вредны для человека. Что победит?». В ходе пресс-конференции обсуждалась насущная проблема для здоровья нации – содержание транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания и чем их следует заменить
Являясь причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, трансжиры попадают в организм человека, в основном, в ходе потребления гидрогенизированных жиров (жидких жиров, технологически переведенных в твердое состояние).
Транс-изомеры жирных кислот – трансжиры – побочный продукт гидрогенизации растительных масел, представляющий опасность для здоровья человека. Клетка – самая мелкая биоструктура нашего организма. Она регулярно подвергается атаке чужеродных веществ. Целостная оболочка здоровой клетки защищает ее и не дает чужеродным веществам проникнуть внутрь. Но что будет происходить с клеткой, в мембрану которой встроились трансжиры? Защитная функция оболочки снижается, она перестает работать правильно и не может противостоять внешним угрозам. Клетка становится менее устойчивой к повреждающему воздействию. Попадая в организм с продуктами питания, трансжиры вызывают сбой в работе внутренних органов и систем, среди последствий потребления трансизомеров увеличение риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и многих других болезней, уносящих жизни людей. По статистике, 61% всех смертей в нашей стране приходится на сердечно-сосудистые заболевания.
Давайте узнаем мнение экспертов из первых уст. В мероприятии приняли участие следующие лица:
- Эксперт Россельхознадзора в части качества и безопасности пищевой продукции Дмитрий Макаров,
- Исполнительный директор некоммерческой организации «Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции» Екатерина Нестерова,
- Исполнительный директор Ассоциации кондитеров России «Асконд» Вячеслав Лашманкин,
- Руководитель экспертного направления Росконтроля Андрей Мосов,
- Профессор Воронежского университета технологий, главный технолог компании Молвест Елена Мельникова,
- Заместитель директора по науке центрального научно-исследовательского института современных жировых технологий Лариса Зайцева,
- Глава национального исследовательского центра «Здоровое питание» Олег Медведев.
- Глава торгового представительства Матрейд при посольстве Малайзии Мухаммад Зайнуддин Бин А Джалил,
- Региональный представитель Малазийского Совета Производителей Пальмового Масла Алексей Удовенко.
Лариса Зайцева: «Всемирная организация здравоохранения еще в 2011 году ввела рекомендации по их ограничению в питании до 1% от суточной калорийности дневного рациона. Это примерно 2 грамма в сутки. Россиянин потребляет 35 граммов в сутки».
Известно, что с 1 января 2018 года в России законодательно сокращено содержание трансжиров в продуктах до 2%.
Олег Медведев: «Не далее, как несколько дней тому назад вышло постановление Парламента Европейского Союза, который предлагает всем странам снизить содержание трансжиров в продуктах. Одной из первых была Дания в 2003 году и были получены совершенно замечательные результаты – резкое снижение смертности, заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний».
Вячеслав Лашманкин: «Мы, как отрасль, сегодня абсолютно готовы и работаем по новому закону».
Елена Мельникова: «В молоке и молочных продуктах содержатся трансжиры – это природные трансжиры, которые образуются в результате микробной ферментации в многокамерном желудке животных».
Здоровой альтернативой вредным трансжирам является использование пальмового масла в пищевой промышленности. Об этом единогласно высказались все эксперты.
Екатерина Нестерова: «Единственной природной альтернативой, твердой на сегодняшний день является пальмовое масло и другие масла тропической группы. Это кокосовое и пальмоядровое. Они обладают от природы твердой консистенцией. Мы не получаем с ними вредных трансизомеров, но при этом решаем те задачи, которые нам необходимы при производстве этих продуктов, которым нужна твердая консистенция».
Олег Медведев: «Замена пальмовым маслом, его фракциями, компонентами пальмового масла – от 10 до 20% снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому проблема замены трансжиров сейчас в мире решается таким образом, что это, прежде всего, тропические жиры – пальмовое, там пальмоядровое, в зависимости от технологий. Вот это абсолютно установлено. Парадоксально, но молокосодержащие продукты для здоровья, исходя из современных представлений, более полезны, чем даже чистое молоко. Вот к этому мы как бы совсем не привыкли в России, но это так. Я достаточно много бываю в командировках, в странах Европы, сейчас в Южной Корее, в Японии был, это будут одни и те же полки. Там, где будут спреды находиться – то есть, то, что вы можете намазать на бутерброд, и где будет сливочное масло. Но вы читаете и вы увидите, что в спредах будет пальмовое масло. Это вы увидите в Англии, вы это увидите в Италии, в прибалтийских странах, - где угодно.
Как заменитель трансжиров, практически пока в мире это единственная возможность разумно заменить трансжиры. Это пальмовое масло и компоненты из пальмового масла».
Стоит отметить, что разговор зашел и про фальсификацию молочной продукции в России, и про квотирование ввоза пальмового масла в нашу страну. По данным Росконтроля, сегодня признаки фальсификата имеют 52% пищевых продуктов.
Однако о том, что это не имеет никакой причинно-следственной связи с введением квот на ввоз пальмового масла, подметил Алексей Удовенко:
«В СМИ часто наталкиваюсь на то, что я называю «коровьей логикой»: Отдельные представители молочной отрасли предлагают запретить пальмовое масло поскольку с его помощью их коллеги подделывают свою продукцию. То есть, вся ответственность переносится с тех, кто мошенничает, на то, с помощью чего мошенничают. К слову, последнее время мошенники научились использовать аналог молочного жира. Этот аналог применяется для подделки молочной продукции, а изготавливается из говяжьего жира. Если для подделки молочной продукции используют говяжий жир, следует ли запретить коров? Мне всегда вспоминаются «Джентльмены удачи», где Василий Алибабаевич попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой. Так, извините, не осел сидел, а именно тот, кто фальсифицировал. Мне кажется, что бороться необходимо именно с теми, кто фальсифицирует, существенно повышая уровень ответственности за нарушение».
Таким образом, вероятное введение квот на ввоз пальмового масла грозит россиянам ухудшением качества продуктов, появлением фальсификата и вредных трансжиров в пище.
Вячеслав Лашманкин: «Тема квотирования звучит сегодня как один из вариантов борьбы с контрафактной продукцией, прежде всего, в молочной отрасли. То есть, у нас уже идет в пристежке, что, значит, давайте бороться с контрафактом в молочной отрасли и вот далее предлагаются различные варианты этой борьбы. Вот сегодня в качестве варианта этой борьбы звучит история с квотированием пальмового масла. Но что делать тем, кто использует пальмовое масло не для контрафакта? В кондитерской продукции пальмовое масло используется потому, что оно твердое по своей консистенции, оно используется в начиночных жирах, для того, чтобы сформировать кондитерскую продукцию. Оно по ГОСТу сегодня имеет нейтральный вкус – то есть, оно абсолютно не имеет вкуса, что позволяет кондитерам на его основе создавать многослойные ароматы начиночные. То есть, это часть технологического процесса. У нас пальмовое масло не используется для того, чтобы фальсифицировать продукт. Почему мы должны подвергаться какому-то квотированию или какому-то ограничению на ввоз этих продуктов? Пальмовое масло используется у нас в маргаринах, когда готовятся мучные кондитерские изделия. Соответственно, квотирование приведет к тому, что мы будем разрываться – будет ли у нас на начинку, будет ли у нас на маргарин и т.д. Поэтому мы, конечно, считаем, что сегодня в РФ создано достаточно большое количество организаций, способных эффективно осуществлять функцию контроля. И в том случае, если мы действительно собираемся бороться с контрафактом, то у нас есть и Россельхознадзор, у нас есть Роспотребнадзор, Роскачество, иные структуры, которые сегодня способны эффективно бороться с контрафактом на полках. Поэтому для нас вопрос квотирования пальмового масла ни в коем случае не является и не просматривается, как эффективный инструмент».
Источник: agroxxi.ru |