Пальмовое масло появилось на нашем рынке 8 лет назад, и с каждым годом объем его закупок растет. Интерес производителей к «пальме» понятен: это масло очень технологично, удобно для использования в пищевой промышленности. Однако вопрос о его влиянии на здоровье, а также уместности в продуктах для детей все еще дискутируется. Вызвал он бурные дебаты и на последнем Межведомственном координационном совете по проблемам питания при Национальной академии наук, на котором специалисты НПЦ по продовольствию НАН Беларуси доложили итоги четырехлетних исследований.
Все лучшее — детям?
Молочные смеси для детей раннего возраста — единственный продукт, где сейчас законодательно разрешена полная замена животных жиров растительными. И часто выбор производителей останавливается именно на «пальме», в которой 50% насыщенных жирных кислот и лишь вторая половина — полезных полиненасыщенных.
— Главной насыщенной кислотой пальмового масла является пальмитиновая кислота — ее доля от 40 до 50%. Эта основная кислота, в природе встречающаяся в продуктах животного происхождения. Она и главный компонент жиров грудного молока. И именно этим обосновывают ее применение производители детских смесей. Сегодня фракции пальмового масла — распространенная основа жирового состава смесей, — обескураживает Елена Моргунова, заместитель генерального директора НПЦ НАН по продовольствию, кандидат технических наук. По ее словам, такой подход обеспечивает только количественный жирно–кислотный состав, близкий к тому, что есть в грудном молоке, но вот качество при этом страдает. Дело в нюансах химической структуры веществ. Из–за нее пальмитиновая кислота из грудного молока легко всасывается в неизменном виде, а из пальмового — образует нерастворимые комплексы с кальцием, что снижает усвоение и кальция, и жирных кислот. Как итог — замедленная минерализация растущего скелета, уплотнение стула, запоры, учащение колики и срыгиваний у младенцев.
Именно поэтому ряд европейских производителей перешел на использование в смесях специальным образом структурированного жира — бета–пальмитата. Однако это далеко не распространенный подход.
Не более 7,5 грамма!
Именно такая доза пальмового масла допустима в суточном рационе — эту рекомендацию наши ученые вывели, основываясь на исследованиях. На первом этапе, совместном НПЦ по продовольствию с Институтом физиологии НАН, были задействованы около 360 лабораторных крыс. Полученные на столь большой выборке данные говорили о выраженных побочных эффектах при регулярном употреблении «пальмы». У экспериментальных животных нарушался спектр жирно–кислотного состава печени, падала ее детоксикационная функция, развивались окислительный стресс и синдром блокады метаболизма. То есть возникало предболезненное состояние, при котором накапливаются продукты окисления насыщенных жирных кислот в организме. Пострадали также гормональный статус и функции нервной системы, связанные с поведением, обучением, запоминанием.
И результаты последующей клинической оценки, проводившейся Гродненским медуниверситетом на 137 здоровых добровольцах, оптимизма не прибавили. Елена Моргунова приводит конкретные цифры, зафиксированные в экспериментальных группах, ежедневно получавших «пальму»:
— Повышение общего холестерина на 15%. Повышение наиболее вредных липидов — липопротеидов низкой плотности — на 17%. Увеличение уровня общего билирубина — на 32%. Повышение активности ферментов — на 58 — 66%.
И это далеко не все. Были выявлены биомаркеры метаболических изменений, являющихся факторами риска для развития сердечно–сосудистых заболеваний. Причем начальные изменения фиксировались уже при употреблении 7,5 грамма пальмового масла в сутки. С дозой рос и риск. Отсюда был выведен допустимый медико–биологический уровень «пальмы» в продуктах питания.
Грядут перемены
По результатам исследований НПЦ по продовольствию НАН Беларуси совместно с Госстандартом было инициировано внесение изменений в техрегламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», касающихся недопустимости использования пальмового масла в детском питании, а также в продуктах для дошкольников и школьников. Поправки уже рассматривались на одном из заседаний консультативного комитета ЕЭК, и работа будет продолжена.
Кроме того, производителям пищевой продукции рекомендовано в обязательном порядке указывать на маркировке продукции полный состав растительных жиров — наличие и пальмового масла, и его фракций. Пока идет сбор информации по вопросу от стран — участниц ЕЭК. Но уже сегодня многие белорусские производители на добровольной основе выносят такую информацию.
НЕ В УЩЕРБ НАТУРАЛЬНОСТИ
Зачем нам нужна эта экзотика, когда своим маслом, что растительным, что сливочным, мы обеспечены сполна?
Таким вопросом задавались представители сельскохозяйственного сектора на совете по проблемам питания. Да потому что их сложно применять в производстве, например, выпечки, парировали пищевики. И все же подчеркивали: их принципиальная позиция — сохранять белорусские продукты максимально натуральными. Например, в нашей молочке «пальма» — персона нон грата, и если уж и добавлена (небольшое количество такой продукции все же выпускается), то это будет уже не сыр и сметана, а сырный или сметанный продукт. И потом, есть экономические мотивы. На «пальму» приходится 32% мирового потребления растительных жиров. Она разрешена к использованию, ведь однозначных данных о ее вреде нет. Отказ от применения пальмового масла, замещение его, в частности, в кондитерских изделиях, может ударить по конкурентоспособности белорусских предприятий на зарубежных рынках. Директор Института экономики НАН Валерий Бельский поставил вопрос ребром: «А можно ли сегодня в принципе, на фоне новых требований к содержанию трансжиров, обойтись в пищевом производстве без пальмового масла?» Оказывается, нет. Поэтому на первый план должен выйти контроль за его качеством и количеством, попадающим в рацион.
Источник: sb.by |