С момента вступления в силу обновленных нормативов Технического регламента на масложировую продукцию прошел год. За это время производители должны были снизить содержание трансжиров в маргаринах до 2%, а также указать на упаковке процентное содержание трансизомеров жирных кислот и максимальное содержание насыщенных жирных кислот. О том, как отрасль восприняла переход на новые требования, рассказываем в новом материале Milknews.
Что случилось?
Постепенное снижение содержания трансжиров в продуктах питания было предусмотрено в техническом регламенте на масложировую продукцию с момента его принятия в 2011 году и вступления в силу в 2013-ом. Для того чтобы компании, работающие в отрасли, смогли подготовиться к нововведению, был предусмотрен переходный период с постепенным снижением трансизомеров в продуктах.
В начале 2018 года вступили в силу окончательные требования для ТР ТС 024/2011. Они устанавливали содержание трансизомеров жирных кислот в твердых маргаринах, мягких и жидких маргаринах, заменителях молочного жира и жирах специального назначения на уровне не более 2% от общего жира в продукте. Ранее в них допускалось содержание таких веществ от 8 до 20%.
Производителей обязали указывать на упаковке товаров информацию о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот. Контроль за соблюдением регламента вменили Роспотребнадзору. Именно в его лабораторных центрах переработчикам предлагалось определять содержание трансжиров в продуктах.
За нарушение требований регламента бизнес может получить штраф от 100 до 300 тыс. рублей, за повторный случай - до 1 млн рублей с конфискацией оборудования или приостановкой деятельности предприятия до 90 суток.
Сразу после окончания 7-летнего переходного периода, 1 января 2018 года, в Евразийскую экономическую комиссию стали поступать вопросы по новым нормативам. Как ранее писал Milknews, некоторые продукты, подходящие под требования Техрегламента по масложировой продукции, попадали также под действия других документов. Например, Техрегламент “О безопасности молока и молочной продукции” определял, что уровень содержания трансизомеров олеиновой кислоты в сливочно-растительных спредах должен быть не более 8%. ТР ТС “О безопасности пищевой продукции” предусматривал 4% содержание трансизомеров жирных кислот в продукции для детей раннего возраста. Этот же документ вообще не определял нормы подобных веществ для кондитерских изделий, например, тортов, печенья и конфет.
Тогда ЕЭК была вынуждена выпустить разъяснения для бизнеса. “Это касается маргаринов, растительно-сливочных и растительно-жировых спредов, топленых растительно-сливочных и растительно-жировых смесей, жиров специального назначения, в том числе кулинарных, кондитерских, хлебопекарных жиров, заменителей молочного жира, эквивалентов масла какао, улучшителей масла какао SOS-типа, заменителей масла какао POP-типа, нетемперируемых заменителей масла какао нелауринового и лауринового типов. На другие виды пищевых товаров нормы регламента на масложировую продукцию по содержанию трансизомеров жирных кислот не распространяются”, - указали в службе.
Что думает отрасль?
“Переход к новым требованиям не стал шоком для отрасли”, - уверен исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Он указал на действовавший ранее переходный период, который, по его словам, позволил переработчикам приспособиться к новым условиям. Это подтвердил Milknews и директор масложирового дивизиона ГК “ЭФКО” Олег Харланов. Компания считается одним из крупнейших масложировых холдингов на рынке стран Евразийского экономического союза. “Работы по снижению трансизомеров в масложировой продукции велись ГК “ЭФКО” задолго до введения ограничений на законодательном уровне”, - указал он. К январю 2018 года все производственные площадки компании, по словам Олега Харланова, были полностью готовы к переходу на производство продукции со сниженным содержанием изомеров. Заранее готовились к переходу и в ГК “НЖМК”, компания занимает первое место на российском рынке фасованных маргаринов. “Специалисты Центра разработок и внедрения НМЖК еще в 2017 году провели масштабную работу по обновлению рецептур как фасованных маргаринов и спредов, так и весовой маргариновой продукции для кондитерского и хлебопекарного производства”, - сообщили Milknews в пресс-службе группы компаний.
Олег Харланов отметил, что важной задачей для производства было сохранение потребительских свойств специальных жиров и маргаринов. “ЭФКО” работала над этим вопросом на базе собственного R&D-центра, специалисты которого занимаются разработкой и тестированием рецептур и технологий. “Избежать потери качества и технологического ухудшения продуктов во многом помогло использование тропического сырья, которое имеет полутвёрдую консистенцию от природы и поэтому не нуждается в процессе гидрогенизации, при котором как раз образуются вредные для человека трансизомеры”, - рассказал Milknews Олег Харланов. Он отметил, что следствием вступления новых поправок в Техрегламент стало увеличение импорта тропического сырья в 2018 году, так как современные специализированные жиры и маргарины представляют собой композицию жидких отечественных и тропических растительных масел. По данным Росстата, в 2018 году импорт пальмового масла и его фракций вырос на 19,9% к предыдущему году. Объемы закупок кокосового масла и масла бабассу показал прирост в 2%.
Новые требования Технического регламента определили, что уровень трансжиров следует проверять в лабораторных условиях. “Проблем с их выявлением на сегодняшний день нет”, - сказал Milknews Михаил Мальцев (Масложировой союз). В ГК “НЖМК” подтвердили, что для проведения анализов необходимо специальное оборудование, реактивы и специалисты. “НМЖК заблаговременно подготовился к выполнению анализов, которые позволят соблюдать требования действующего ТР ТС 024/2011, поэтому никаких затруднений это не вызвало”, - указали в пресс-службе компании. Не увидели проблем в новых требованиях и в ГК “ЭФКО”. “Наши предприятия изначально создавались со ставкой на регулярное внедрение инновационных технологий и сильную научно-исследовательскую базу. Современное оборудование позволяет точно определить состав любого масложирового продукта”, - указал эксперт. При этом Олег Харланов подчеркнул, что пытаться определить жирнокислотный состав, пользу или вред продукта в домашних условиях не стоит. “Метод “на глаз” здесь точно не работает”, - объяснил он.
По словам Михаила Мальцева, переход на нормированное содержание трансизомеров в продуктах питания был необходимым шагом. “Всемирная организация здравоохранения уже давно настоятельно рекомендует свести к минимуму уровень трансжиров в продуктах”, - отметил эксперт. ВОЗ советует снизить уровень потребление трансизомеров до 1% от суточной калорийности питания. С Михаилом Мальцевым согласен и Олег Харланов. “Мировые рекомендации по питанию говорят о необходимости вытеснения с рынка продуктов с избыточным содержанием трансизомеров, поэтому ограничительные меры мы считаем оправданными и необходимыми”, - уверен представитель ГК “ЭФКО”. С положительным влиянием введения поправок в Техрегламент согласны и в ГК “НЖМК. “Здесь Россия следует за общемировыми тенденциями”, - указали в пресс-службе.
Напомним, что Россия стала далеко не первой страной, которая предусмотрела подобные требования в законодательстве. Так, Дания ещё в 2003 году установила такие ограничения. В Великобритании действует 2% предел содержания трансизомеров в ежедневном рационе. Канада стала первой страной, которая ввела требование указывать информацию о трансжирах на этикетках товара. В США аналогичный закон действует с 2006 года. В разное время к мерам по снижению трансизомеров присоединились и развивающиеся страны, например, Индия, Парагвай и Уругвай.
Источник: milknews.ru |