На кухне трудно обойтись без сливочного масла и маргарина. Многие россияне любят сладости: торты, печенье и вафли. Но мало кто знает, что добавляют в эту продукцию. Пальмовое масло промышленной переработки — чуть ли не их обязательный компонент. Насколько оно опасно для здоровья человека и как его изъять из товарооборота?
Снижает иммунитет и вызывает рак
По данным Всемирной организации здравоохранения, наибольшее количество глицидиловых эфиров содержится в пальмовом масле.
— Глицидиловый эфир — химическое соединение, которое представляет большую опасность для здоровья людей. Всеми международными научными организациями доказано, что это канцероген и мутаген. Он изменяет генетическую структуру человека и передается следующим поколениям либо вызывает онкологические заболевания в агрессивной форме, — считает заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Виталий Зинченко.
Пальмовое масло, по словам президента национального проекта «Здоровье нации», доктора медицинских наук, профессора Дмитрия Еделева, токсично воздействует на кровь, желудочно-кишечный тракт, легкие и половые органы, а также снижает иммунитет и способствует развитию вирусной инфекции.
В растительных маслах, полученных методом отжима, глицидол не содержится. Он является продуктом деятельности человека.
— В ходе технической переработки масло подвергается нагреванию при высокой температуре. В это время образуются глицидиловые эфиры. Они используются в лакокрасочной промышленности. Рафинацию производят за пределами России. Цивилизованные страны закупают пальмовое масло, прошедшее технологию пищевого производства, с сертификатом, подтверждающим отсутствие глицидола. У нас же всё масло, которое поступает в РФ, является промышленным. По документам лишь 1% декларируется поставщиками как техническое. Остальное масло не сопровождается сертификатом безопасности, но употребляется при производстве продуктов питания. Таким образом, в нашу пищевую промышленность идут масла, содержащие недопустимо высокий уровень опасных веществ. Причем в мире не существует технологий очистки промышленного масла. Мы можем ввезти в Россию масло с глицидолом либо без, но очистить его здесь в промышленных масштабах не сможем, — пояснил Виталий Зинченко.
Содержание вредных веществ превысило норму
Телеведущий Аркадий Мамонтов шесть лет занимается темой глицидиловых эфиров. Вместе со съемочной группой он провел расследование о содержании глицидола в масле. Он купил на столичном рынке различные виды пальмового масла и отправил в лабораторию Роспотребнадзора и немецким исследователям. Во всех образцах содержание глицидола превысило допустимый уровень.
— В нашей стране не работает система контроля и барьера для фальсифицированного товара. Это касается всей сферы безопасности российского населения. Проблема в том, что нет общественного контроля. На заводе в Нальчике «пальму» пакуют в пачки из-под масла и в Дагестан отправляют детям. Они там едят всё. Через 50 лет только в учебниках будут рассказывать про кавказское долголетие. Мы продолжим попытку достучаться до власти, проведем еще одно расследование и подадим результаты новому генпрокурору. Нужна политическая воля, которая помогла бы решить этот вопрос, — поделился тележурналист.
Дмитрий Еделев провел свое исследование. Он закупил в Москве, Минске, Астане и Бишкеке 22 образца масложировой продукции, в числе которых — топленая смесь «Ильинское», маргарины «Золотая капля» и «Щедрое лето», спреды «ТМ Кремлевское» и «Веселый молочник», и сдал в три государственные лаборатории.
— Во всех образцах концентрация глицидиловых эфиров превысила предельно допустимые нормы, установленные решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 132. Больше всего пальмового масла содержится в тортах, конфетах, глазированных сырках, мороженом, сметане, сдобе, вафлях и печенье. Если для определения канцерогена в масложировой продукции методики в Евразийском экономическом сообществе есть, то для кондитерских изделий и детского питания — нет. Поэтому то, чем кормят наших детей, остается загадкой, — сказал он.
Исключить сладости из больниц и детских садов
Диетолог, кандидат медицинских наук Марина Когай считает, что здоровое питание должно быть разнообразным и включать жировую и молочную продукцию.
— Наши нормы менее жесткие, чем в Евросоюзе. Никто не контролирует их выполнение. Когда мы покупаем в магазинах какой-либо продукт, то здесь как в русской рулетке: то ли он будет соответствовать хотя бы тем нормам, которые есть, то ли нет. Есть два варианта: либо совсем не брать эти продукты, либо есть низкого качества. Если раньше ко мне приходили люди с избыточным весом от излишнего питания, то сейчас — от его недостатка. Потому что те продукты, которые они едят, не содержат заявленных питательных веществ. На этикетках товара в магазинах пишут «растительное масло», но не указывают, пальмовое оно или подсолнечное, — сказала она.
Марина Когай предлагает исключить из меню больниц и детских садов сладости, а контроль за молочной продукцией ужесточить по образцу Евросоюза и пересмотреть нормативы для детей.
В Европе отрегулировали процесс производства
По мнению доктора, дипломированного химика и руководителя подразделения хроматографии в независимой лаборатории в Гамбурге Яна Кульмана, важно содержание глицеринового эфира в продуктах питания так сократить, чтобы уменьшить риск влияния на население, особенно на маленьких детей.
— Мы так и сделали в Европе через законодательное регулирование производственного процесса. Это привело к повышению качества продуктов питания и жизни. В Евросоюзе производитель обязан создавать безопасные продукты питания, соответствующие всем документам и законам. Если в ходе проверок лаборатории выявляют в товаре несоответствие требованиям, его быстро убирают с рынка, — рассказал он.
Генеральный директор Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, заслуженный деятель науки Беларуси Зенон Ловкис поделился опытом решения проблем с глицидолом в Белоруссии.
— Мы провели клинические исследования и испытания на добровольцах и получили подтверждение тому, что пальмовое масло, которое поступает на нашу территорию, является мутагенным и токсичным. Ряд наших инициатив власти поддержали. В технический регламент на масложировую продукцию внесут изменения. На маркировке пищевой продукции станут указывать наименование применяемого растительного масла, — говорит он.
Пути решения
Депутат Госдумы Федерального собрания РФ Евгений Фёдоров отметил, что санитарно-эпидемиологические правила от 21 апреля 2008 года относят глицидол к канцерогенам.
— В России в свободном обращении находится опасное пищевое сырье. Европейский союз тоже закупает пальмовое масло, но четко поставил барьер, который не разрешает приобретать его с канцерогенами. В России такого нет в нарушение существующих нормативных актов. Элементы правовой системы, призванные защитить население от опасной пищевой продукции, не работают, — сообщил он.
Эксперты предложили ввести временные санитарные меры по отношению к пальмовому маслу и усилить контроль за его ввозом.
— Контроль за наличием в масле глицидиловых эфиров должен быть непосредственно перед заходом продукта на таможенную территорию РФ и стран Евразийского экономического союза. Ряд масложировых союзов, объединяющих импортеров пальмового масла, попросили ввести переходные периоды. Их предлагали сделать от 3 до 8 лет, чтобы приобрести новые технологии, которые позволили бы выпускать в РФ масло без глицидола. Для импортеров же, которые завозят в Россию масла, прошедшие промышленную переработку вне нашей страны, вводить переходный период нецелесообразно. На таможне необходимо установить пост Роспотребнадзора, который брал бы анализы. Если результаты показывали бы, что масло безопасное, то его пропускали бы на территорию, если вредное, то нет, — рекомендовал Виталий Зинченко
По мнению Дмитрия Еделева, лишь жесткие меры со стороны пограничных и таможенных служб, ветеринарного и санитарного надзора могут остановить эпидемию рака и вирусных заболеваний, которые постепенно приходят вместе с завозом пальмового масла.
Источник: aif.ru |