"К вопросу о регламентации содержания 3, 4 бензпирена в растительном масле и жирах"
|
Владимир Голодняк, Нина Граница, Любовь Григорова, Людмила Зеленина
УкрНИИМЖ УААН
Татьяна Макарчук, Анатолий Подрушняк, Алла Коваль
ЕКОГИНТОКС им. Медведя
Владимир Кищенко, Ирина Левчук
ДП "Укрметртестстандарт"
| Проблема безопасности пищевых продуктов в мировом сообществе приобрела актуальное значение [1]. Особенно важными являются вопросы обнаружения, определения содержания и далее нормирование допустимых уровней канцерогенных веществ в пищевых продуктах. Данное сообщение выполнено по инициативе Комитета по растительным маслам и жирам Национальной комиссии Кодекс Алиментариус Украины в связи с предложением ввести показатель безопасности "содержание 3, 4 бензпирена (бенз(а)пирена) в растительных маслах".
Как известно из практики предприятий масложировой отрасли, экспортирующих растительное масло, контрагентами со стороны потребителя контролируется этот показатель, причем в ряде случаев наблюдалось превышение допустимых в Европе норм. Поэтому с введением такого показателя, с одной стороны, создаются благоприятные условия для национального экспортера, а с другой – решается проблема охраны здоровья населения страны.
Особый интерес с этой точки зрения представляют полициклические ароматические углеводороды, содержащие систему конденсирующих ядер и относящиеся к канцерогенным веществам. Известно, что они, вызывая активизацию метаболизма, повреждают клетки организма человека и животных. Это одни из наиболее изученных канцерогенов [2, 3].
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) различаются по канцерогенной активности, которая возрастает в следующей последовательности: 1, 2, 7, 8 – дибензантрацен, 1, 2, 5, 6 – дибензатрацен, 1, 2, 3, 4 – дибензфенантрен, 3, 4 – бензпирен. Не все члены этого класса химических соединений одинаково опасны, поскольку они попадают в организм в разных количествах и обладают различной канцерогенностью или даже отсутствием таковой.
В постановлении Комиссии ЕС №208/2005 от 04.02.05 принято решение о том, что бенз(а)пирен можно использовать как показатель наличия и воздействия канцерогенов ПАУ на пищевые продукты, включая бенз(а)антрацен, бенз(в)флуорантен, бенз(j)флуорантен, бенз(k)флуорантен, бенз(g,h,i)перилен, хризен, циклопента(c,d)пирен, дибенз(a,i)пирен, дибенз(a,l)пирен, индено(1,2,3-c,d)пирен и 5-метилхризен.
В будущем Комиссией ЕС предполагается накопление экспериментальных данных о содержании и соотношении ПАУ в пищевых продуктах с тем, чтобы рассмотреть вопрос корректности выбора бенз(а)пирена как показателя наличия канцерогенных ПАУ.
Источники этих канцерогенных веществ до сих пор до конца не изучены. До недавнего времени в научном мире господствовало мнение, что источниками канцерогенных полициклических углеводородов, встречающихся в окружающей человека среде, в пищевых продуктах и кормах, являются высокотемпературные пирогенетические процессы, происходящие при температуре 700-800°С. Однако рядом исследований показано, что существуют и другие источники загрязнения, которые обусловлены низкотемпературными процессами. Высказывается мнение, подтверждающееся результатами специальных экспериментов, что присутствие полициклических ароматических углеводородов связано с синтезом их в процессе жизнедеятельности растений. Существует также точка зрения, что полициклические ароматические углеводороды проникают в пищевые продукты вследствие высокой загрязненности ими всей окружающей человека среды. Библиографические ссылки по данным вопросам приведены в [4, 5].
В настоящем сообщении приведены результаты анализа литературных данных, на основании которых прослеживается миграция 3,4-бензпирена от источников попадания в сырье и корма до конечного продукта в производстве растительных масел, а также приведены нормативные документы на методы определения содержания 3,4-бензпирена в растительных маслах. Кроме того, дана оценка технической готовности отрасли к введению показателя "содержание бенз(а)пирена в растительных маслах".
Содержание 3,4-бензпирена в масличном сырье
В [6] показано наличие бенз(а)пирена в семенах подсолнечника, не подвергавшихся никакой технологической обработке. Пробы отбирались непосредственно с полей в трех климатических зонах. Посевы удобрялись только суперфосфатом и не обрабатывались пестицидами и ядохимикатами.
В семенах подсолнечника, не подвергавшихся никакой технологической обработке, содержание в них 3,4-бензпирена находится в пределах 0,25-0,53 мкг/кг и растительном масле, выделенном из семян этого же подсолнечника, – 0,6-1,3 мкг/кг. В [7] отмечено, что 3,4-бензпирен не является обязательным компонентом масличного сырья, поскольку в отдельных партиях он не был обнаружен.
Содержание 3,4-бензпирена в масличном сырье, прошедшем технологическую обработку
Установлено, что наряду с условиями выращивания процесс сушки масличного сырья может быть причиной загрязнения их 3,4-бензпиреном [7]. Приведенные результаты были получены в производственных условиях, которые не позволяют однозначно оценить факторы, влияющие на процесс накопления 3,4-бензпирена при сушке сырья. В связи с этим в [8] в лабораторных условиях выполнены исследования по изучению влияния температуры сушильного агента, продолжительности процесса и начальной влажности материала на накопление 3,4-бензпирена в процессе сушки дымовыми газами, полученными при сжигании газообразного топлива. Показано, что при сушке природным газом 3,4-бензпирен не накапливается в сырье. Вместе с тем результаты, приведенные в [9, 10], однозначно подтверждают, что дымовая сушка семян приводит к накоплению в них 3,4-бензпирена. Считается, что ПАУ попадают в масличные семена во время тепловой сушки дымовыми газами, в которых содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе полициклические ароматические углеводороды.
В [7] сделан однозначный вывод, что все количество 3,4-бензпирена поступает из семян и распределяется между конечными продуктами производства, причем 90-95% его переходит в масло, в то время как в шроте содержится лишь незначительная часть – от 5% до 10%. Такое распределение носит общий характер независимо от природы масличной культуры. Фосфатидный концентрат, наряду с растительным маслом широко использующийся в пищевых целях, содержит не более 0,6 мкг/кг 3,4-бензпирена.
В 1965-1970 гг. во ВНИИЖ (г. Санкт-Петербург, Россия) проведен значительный объем исследований по изучению содержания 3,4-бензпирена в растительных маслах. 3,4-бензпирен обнаружен в подсолнечном, рапсовом, кукурузном, арахисовом, оливковом маслах и масле из виноградных семян в количестве от 1 до 5 мкг/кг. Помимо 3,4-бензпирена в подсолнечном масле обнаружены семь других полициклических ароматических углеводородов – пирен, перилен, 1,12-бензперилен, 3,4-бензфлуорантен, 1,12-бензфлуорантен, 1,2,5,6-дибензантрацен и О-фениленпирен. Из всех указанных полициклических ароматических углеводородов наиболее канцерогенными являются 3,4-бензпирен и 3,4-бензфлуорантен. Установлено [7], что в рафинированном масле содержание указанных углеводородов меньше, чем в сыром, а в прессовом меньше, чем в экстракционном.
Влияние процессов технологической обработки на содержание 3,4-бензпирена в растительном масле и жирах
1. Гидратация и щелочная нейтрализация растительных масел. В [11] показано, что гидратация и щелочная нейтрализация не создают условий для выведения 3,4-бензпирена из растительных масел.
2. Отбеливание растительных масел. При отбеливании используется целый ряд адсорбентов, которые в зависимости от своей природы способны полностью, частично или вообще не способствовать выведению 3,4-бензпирена из растительных масел [11].
3. Дезодорация растительных масел. В [12] приведены результаты исследования влияния режимов дезодорации на снижение уровня содержания 3,4-бензпирена в растительных маслах. Показано, что содержание 3,4-бензпирена снижается на 40-70% по сравнению с исходным маслом.
4. Данные о влиянии процесса вымораживания на содержание 3,4-бензпирена в растительных маслах в литературных источниках отсутствуют.
5. Гидрирование растительных масел. В [13] приведены результаты исследования влияния процесса гидрирования на снижение уровня содержания 3,4-бензпирена в жирах. Показано, что процесс гидрирования приводит к снижению содержания 3,4-бензпирена в жирах на величины до 80% вследствие процессов его химического превращения и уноса примерно в равных пропорциях.
Удаление полициклических ароматических углеводородов из растительного масла достигается путем его полной рафинации и включает адсорбционную очистку активированным углем и дезодорацию при температуре 210°С.
Содержание 3,4-бензпирена в маргарине
Согласно результатам исследований, приведенным в [14], содержание 3,4-бензпирена в маргаринах колеблется в пределах 0,4-3,9 мкг/кг и определяется уровнем загрязненности образцов растительного масла.
В состав маргарина входит большой набор различных компонентов. С целью установления источников загрязнения выполнен анализ каждого из них и установлено, что основным загрязняющим компонентом является жировое сырье растительного происхождения [14].
Из приведенного обзора следует, что:
— масличные семена и продукты их технологической переработки загрязнены канцерогенными полициклическими ароматическими углеводородами. Биологические особенности масличных культур не оказывают влияния на содержание этих веществ;
— от 90% до 95% полициклических ароматических углеводородов, содержащихся в масличных семенах, переходят именно в масло;
— в растительных маслах (подсолнечное, соевое, рапсовое) обнаруживаются полициклические ароматические углеводороды, являющиеся канцерогенными соединениями, из которых наиболее активный 3,4-бензпирен;
— источники загрязнения масличных семян полициклическими ароматическими углеводородами до конца не выяснены. Предполагается, что общая загрязненность полициклическими ароматическими углеводородами окружающей среды (воздух, вода и почва) и условия технологического процесса определяют степень загрязненности масличных семян;
— содержание полициклических ароматических углеводородов в масличных семенах и продуктах их переработки падает в ряду: масло, семена, жмых, шрот. Все количество этих веществ, поступающих из очищенных и обрушенных семян, распределяется между маслом (90-95%) и шротом (5-10%).
Приведенные выше данные были получены в 70-х годах прошлого века. В 2006-2007 гг. в Украине проведены исследования по определению содержания 3,4-бензпирена в растительных маслах и жировой продукции [15].
Прослеживается тенденция нарастания уровня загрязненности 3,4-бензпиреном растительных масел по сравнению с 1965-1970 гг. Поскольку растительные масла и жиры применяются в производстве пищевых продуктов очень широко, то для снижения в них уровня содержания 3,4-бензпирена, прежде всего, целесообразно снизить его содержание в жирах. В этой связи необходимо обеспечить пищевую промышленность Украины нормативными и техническими средствами, которые позволят осуществить необходимый контроль загрязнения пищевых продуктов 3,4-бензпиреном и тем самым обеспечить выполнение принятой международной нормы, составляющей 2 мкг/кг [16].
В 2006 г. Техническим комитетом 86 по стандартизации совместно с ДП "Укрметртестстандарт" и при участии ведущих специалистов ЕКОГИНТОКС им. Медведя разработан национальный стандарт ДСТУ 4689:2006 "Продукти харчові. Методи визначання масової частки бенз(а)пірену". Действие этого стандарта распространяется на продовольственное сырье, жировые продукты, растительные масла и жиры. Стандарт устанавливает методы определения массовой доли бенз(а)пирена с применением высокоэффективной жидкостной хроматографии с флуоресцентным детектированием и низкотемпературной спектрофлуориметрии. Таким образом, масложировая отрасль нормативно обеспечена методами определения содержания бенз(а)пирена в жирах, а из приведенного выше обзора следует, что мероприятия технического характера не требуют существенных изменений в технологическом цикле и, следовательно, значительных капитальных затрат.
Приведенные материалы свидетельствуют о том, что проблема регламентации в Украине ПАУ, и в частности бенз(а)пирена, в растительных маслах и жиросодержащих продуктах весьма актуальна. Принимая во внимание международный опыт регламентации этих веществ в указанных объектах, необходимо активно использовать его при разработке национального норматива в Украине.
Анализ имеющихся данных о допустимом содержании бенз(а)пирена в растительном масле показывает, что с точки зрения его токсического воздействия на организм теплокровных, канцерогенного действия, риска для здоровья человека, потребляющего в среднем 30 г растительного масла, величина 2 мкг/кг [16] достаточно обоснована и позволяет не превысить уровень приемлемого риска при потреблении растительного масла в пищевом рационе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. White Paper of Food Safety, Commission of EC, com (1999) 719 final, Brussels, 2000.
2. Р.Робертс Безвредность пищевых продуктов – М.: "Агропромиздат", 1986.
3. Габович Р.Д., Припутина Л.С. Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ – Киев: "Здоров’я", 1987.
4. Щербаков В.Г. Химия и биохимия переработки масличных семян – М.: "Пищевая промышленность", 1997.
5. Щербаков В.Г. Биохимия и товароведение масличного сырья – М.: "Колос".
6. Григоренко Л.Т., Дикун П.П., Калинина И.А., Миронова А.И., Ржехин В.П. Содержание 3,4-бензпирена в семенах подсолнечника и продуктах их переработки / Труды ВНИИЖ, вып. 27, 1970, с. 32-41.
7. Григоренко Л.Т. Исследование загрязнения пищевых растительных масел 3,4 бензпиреном и изыскание путей выведения из них / Автореферат дис. – Л., 1973.
8. Кобервейн Ю.М., Кошеватская Л.А. и др. К вопросу о накоплении 3,4-бензпирена в семенах подсолнечника при сушке / "Масложировая промышленность", №3, 1976. – с. 17-19.
9. Grimmer G., Hilderbrandt A. Content of polycyclic hydrocarbons in crude vegetable oils. "Chem. and Ind.", 1967, №47, р. 2000-2002.
10. Grimmer G., Hilderbrandt A. Kohlenwasserstoffe in der Umgebung des Menschen. VI. Mitt. Der Gehalt polycyclischer Kohlenwasserstoffe in rohen Pflanzenolen. "Arch. Hyg. und Bacteriol.", 1968, 152, №3, 255-259.
11. Григоренко Л.Т., Дикун П.П., Калинина И.А., Миронова А.Н. Исследование влияния производственной гидратации и щелочной нейтрализации пищевых растительных масел на содержание в них 3,4-бензпирена / Труды ВНИИЖ, вып. 28, 1971. – с. 243-247.
12. Григоренко Л.Т., Миронова А.Н., Дикун П.П. Влияние дезодорации растительных масел на содержание в них 3,4-бензпирена / "Масложировая промышленность", №7, 1972. – с. 14-15.
13. Фальк Е.Ю. Влияние гидрирования подсолнечного масла на содержание в нем 3,4-бензпирена / Труды ВНИИЖ, вып. 30, 1973. – с. 33-36.
14. Прохорова Л.Т., Миронова А.Н. О наличии 3,4 бензпирена в маргарине / Труды ВНИИЖ, вып. 28, 1971. – с. 37-38.
15. Левчук И.В., Кищенко В.А., Семенович В.К., Осейко Н.И., Петик П.Ф. Аналитическое определение бенз(а)пирена в маслах и масложиросодержащих продуктах / Материалы VII Международной конференции "Масложировая индустрия-2007".
16. Commission Regulation (EC) No 466/2001 of 8 March 2001 setting maximum levels contaminants in foodstaffs. OJ L 77,16.3.2001, p. 1.
Источник: Apk-inform.com |
|
|
Зарегистрированных посетителей: 2758
|